Диагностика дизартрии у детей

Содержание

Дизартрия у ребенка — полный список действий

Диагностика дизартрии у детей

Ваш сын или дочь плохо разговаривают. Врач говорит вам, что у ребёнка дизартрия. Стоит ли всегда безоговорочно доверять докторам и их диагнозам. И может ли родитель самостоятельно выявить у ребёнка, такое сложное речевое нарушение, как дизартрия. Давайте подробно разберём эти и другие вопросы в данной статье.

А тот ли диагноз?

Почему я решила начать данную статью с вопроса о том, стоит ли доверять всем врачам, которые ставят диагноз дизартрия. В своей практике, мне часто приходится видеть его, в заключениях неврологов и психиатров. Однако, обследовав некоторых детей, с подобным заключением, я, мягко говоря, приходила в недоумение, почему доктор поставил такой диагноз.

Однажды, я оказалась в кабинете у детского невролога и увидела, как доктор поставил диагноз дизартрия ребёнку, которому задал всего два вопроса: «Как тебя зовут?» и «Сколько тебе лет?». И тогда, мне всё стало понятно. Бумага она всё стерпит, а что станут делать родители малыша, которому поставили подобный диагноз, как и отчего будут его лечить, доктора, видимо, не слишком тревожило.

Нельзя ставить диагнозы за две минуты. Какой бы ни был высококвалифицированный врач.

Существуют специальные тесты, о которых я расскажу ниже, с помощью которых можно диагностировать дизартрию. Да, они занимают время, но после их проведения, вы будете знать, есть у ребёнка дизартрия или нет.

Подвижность речевых органов

При дизартрии ребёнок не может в полном объёме совершать движения, необходимые для речи. Это приводит к нарушению звукопроизношения. В лёгких случаях, это могут быть искажения отдельных звуков, «смазанная речь». В более тяжелых, наблюдаются искажения, пропуски и замены звуков, нарушается темп, выразительность.

При дизартрии могут иметь место параличи и парезы органов артикуляции. Речь становится малопонятной, вплоть до её отсутствия из-за полного паралича речедвигательных мышц (анартрия).

Часто дизартрия встречается у детей с ДЦП.

Причинами возникновения дизартрии могут быть:

  • отклонения во внутриутробном развитии (токсикозы, гипертония (повышенное давление) нефропатия во время беременности и др.;
  • инфекционные заболевания (ОРВИ, Грипп, и пр.) перенесенные во время беременности асфиксия новорожденных;
  • стремительные или затяжные роды;
  • длительный безводный период;
  • механическое родовспоможение (щипцы, вакуум).

В первый год жизни такие дети наблюдаются у невролога, им назначаются медикаментозное лечение и массаж.

В диагнозе до года стоит ПЭП (перинатальная энцефалопатия). А после года диагноз либо снимают, либо ставят ММД (минимальная мозговая дисфункция).

Как определить, есть у ребёнка дизартрия или нет

Для определения наличия или отсутствия у ребёнка дизартрии используют специальные тесты.

Попробуйте самостоятельно провести с ребёнком тестовые задания.

Тестовые задания для проверки подвижности речевых органов

Все задания необходимо делать перед зеркалом. Взрослый показывает движения, а ребёнок повторяет. С первого раза он может не понять, как это делать. Поэтому прежде чем сделать выводы, повторите упражнение несколько раз.

  1. Ребёнок губами поочередно делает улыбку, а затем трубочку. Зубы сомкнуты, подбородок неподвижный. Работают только губы.
  2. Необходимо высунуть язык изо рта, а затем убрать его обратно.
  3. Нужно приоткрыть рот и положить широкий, распластанный язык на нижнюю губу. Можно, сказать ребёнку: «Язычок спит, укрывшись одеялом. Давай дадим ему спокойно поспать». Необходимо 5-6 секунд удерживать его в неподвижном состоянии.
  4. Широко открываем и закрываем рот, «шлёпая» губами.
  5. «Шлёпнув» губами открываем рот, затем его закрываем и делаем трубочку. Повторяем несколько раз в той же последовательности.
  6. Рот открыт, кончик языка касается уголков рта. Упражнение «Часики». Имитируем маятник часов.

Результаты:

  • Если все упражнения ребёнок выполняет без каких-либо затруднений, пусть даже не с первой попытки, то дизартрии у него нет.
  • Вы обнаружили нарушения подвижности речевых органов по таким признакам как:
  • Асимметричная работа мышц. Высунутый язык отклоняется вправо или влево от средней линии. Улыбка также смещается в сторону.
  • Невозможность выполнения отдельных движений. У ребёнка совсем не получается сделать какое-то движение. Не может дотянуться кончиком языка до уголков рта. Или только одного уголка.
  • Чрезмерная амплитуда при выполнении движений. Ребёнок хочет коснуться верхних зубов, но слишком сильно высовывает язык изо рта, доставая при этом до верхней губы.
  • Неоправданные синхронные движения речевых органов. Делая одно движение, ребенок неосознанно делает и другое. Например, при совершении движений языком вправо-влево, нижняя челюсть повторяет движения языка.
  • Нарушения тонуса мышц. Наблюдается излишние напряжение мышц языка и губ. Или противоположный вариант, когда мышцы очень вялы.
  • Назализация голоса. Вы слышите, что ребёнок говорит в нос.
  • Общая моторная неловкость. Наблюдается ограничение активных движений. Они неустойчиво стоят на одной ноге, не могут попрыгать, пройти по «мостику» и т. д. Трудно переключаются с одного движения на другое.
  • Плохо развита мелкая моторика рук. Дети долгое время не могут самостоятельно одеваться. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином.

У детей школьного возраста в 1 ом классе отмечаются трудности при овладении графическими навыками (у некоторых наблюдается «зеркальное письмо», замена букв, гласных, окончаний слов, плохой почерк, медленный темп письма и др.).

Большинство из перечисленных выше признаков, указывают на дизартрию средней степени тяжести.

https://www.youtube.com/watch?v=YtHuL1Jrcvs

Признаки лёгкой формы дизартрии:

  • Ребёнок не может сразу найти нужную позу для органов артикуляции.
  • Удержать без изменений в течение 5-6 секунд.
  • Переключиться с выполнения одного движения на другое крайне сложно.
  • Нарушения почти незаметны. Их легко спутать с плохой координацией и неумением выполнять двигательные упражнения по образцу.

Что делать родителям, если у ребёнка дизартрия

В зависимости от степени тяжести дизартрии, можно предпринять следующие действия:

Дизартрия средней степени тяжести.

  1. Показать ребёнка неврологу и логопеду, владеющему техникой логопедического массажа.
  2. Если водить к логопеду возможности нет, самостоятельно дома делать элементы логопедического массажа и комплекс артикуляционной гимнастики.
  3. Формировать правильное речевое дыхание с помощью специальных игр и упражнений.
  4. Развивать мелкую моторику. Это могут быть пазлы, лепка из пластилина, конструкторы LEGO, другие игры и занятия. Также, для развития мелкой моторики, применяют нетрадиционные методы воздействия, такие как Су-Джок терапия. Подробнее об этом, вы можете узнать, прочитав мою статью: «Секреты Су-Джок терапии для развития речи детей».
  5. Займитесь общим укреплением организма малыша.

Лечебная гимнастика, закаливание и другие мероприятия для укрепления здоровья.

Дизартрия лёгкой степени тяжести.

  1. Показать ребёнка врачу неврологу.
  2. Записать на занятия к логопеду.
  3. Если возможности нет, посещать логопедические занятия, то самостоятельно дома с ребёнком делать артикуляционную гимнастику.
  4. Развивать мелкую моторику.
  5. Работать над развитием правильного речевого дыхания.

Логопедический массаж

В логопедической практике используют несколько видов массажа:

  • Массаж, основанный на приёмах классического (укрепляющий или расслабляющий);
  • Точечный;
  • Зондовый;
  • Аппаратный;
  • Самомассаж.

В задачи входит: нормализация тонуса мышц, ликвидация асимметрии лица; сокращение периода постановки, автоматизации и дифференциации звуков.

Логопедический массаж, в полном объёме, должен делать логопед, прошедший специальные курсы. Некоторые элементы которого, а также самомассаж, родители, вместе с ребёнком, могут делать дома самостоятельно.

Массаж очень эффективный метод при многих артикуляционных расстройствах. Таких как: дизартрия, некоторые формы дислалии, ринолалии. Он оказывает благоприятное воздействие на мышечный тонус, координацию тонких артикуляционных движений.

Перед проведением массажа, важно определить тонус мышц речевого аппарата. Он может быть повышенным (гипертонус) или пониженным (гипотонус).

Как определить, какой тонус мышц артикуляционного аппарата у вашего ребёнка

Для точного определения лучше, конечно, обратиться к специалисту: логопеду или неврологу.

Если возможности проконсультироваться со специалистами нет, тогда можно попробовать самостоятельно это сделать. Вот некоторые рекомендации к проведению обследования:

  • Ребёнок должен находиться в положении лёжа, так мышцы наиболее расслаблены. Под шею положить небольшую подушечку, валик.
  • Здоровые мышцы мягкие, упругие, эластичные. Когда вы дотрагиваетесь до них, ребёнок не чувствует дискомфорт.
  • Мышцы напряжённые, плотные, пассивные движения даются с трудом. Все эти признаки говорят о повышенном мышечном тонусе (гипертонусе).
  • Мышцы вялые, дряблые, иногда наблюдается повышенное слюнотечение. Эти признаки указывают на пониженный тонус (гипотонус).
  • Поражение мышц может наблюдаться, только с одной стороны. Язык, челюсть, губы отклоняются в одну сторону. Массаж, в данном случае, начинать нужно с той стороны, где мышцы в нормальном тонусе.

Если вы определили, что у вашего ребёнка мышечный тонус повышен. Тогда вам необходим тонизирующий (стимулирующий) массаж.

Если тонус пониженный, тогда нужен расслабляющий (тормозящий) массаж.

Противопоказания к логопедическому массажу

  • Массаж нельзя проводить после еды;
  • Кожные заболевания – грибковые, гнойничковые, герпес, трещины, гематомы;
  • Инфекционные: ангина, острые лихорадочные состояния, детские инфекции;
  • Стоматологические: стоматиты, любые операционные вмешательства, удаление или выпадения зубов.

Лучше, если вы запишете ребёнка к логопеду, который прошёл курсы логопедического массажа. Специалист определит мышечный тонус, проведёт курс массажа, работу по развитию речевого дыхания, мелкой моторики, фонематического слуха. Поработает над звуковой стороной речи.

Такая работа всегда бывает многозадачной и логопед точно знает, как её организовать правильно.

https://www.youtube.com/watch?v=XR_nxzTt9-w

Если возможности обратиться к специалисту у вас нет, тогда вы можете попытаться организовать логопедические занятия, включающие элементы логопедического массажа, дома.

В комплексной системе коррекционных мероприятий массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и ую гимнастику.

Скачать полный комплекс логопедического массажа вы можете во вкладке «Материалы для скачивания».

Работа над звукопроизношением при дизартрии

При нарушениях звукопроизношения нескольких звуков важна последовательность в работе. В первую очередь нужно начинать со звуков, артикуляция которых наиболее легко даётся вашему ребёнку. Или это могут быть звуки, которые он в пассивной речи произносит неправильно, а повторяя за вами (отражённо) – правильно.

Перед вызыванием и постановкой звуков важно добиться их различения на слух. Необходима тренировка слухового восприятия. Ребёнок должен научиться слушать самого себя, улавливать разницу между своим произношением и нормализованным звуком.

Существует несколько приёмов постановки звуков при дизартрии. Наиболее распространённым является метод, когда языку и губам ребёнка придаётся необходимая позиция для того или иного звука.

Используются зонды, плоские пластинки для языка и целый ряд других приспособлений. Внимание ребёнка привлекается к ощущению положений.

Затем он выполняет движения самостоятельно при некоторой помощи взрослого или без неё.

Для автоматизации звуков используется приём одновременного проговаривания и моторного действия. Например, письмо и говорение или говорение и хлопки в ладоши, постукивание ногой.

Затем новый звук закрепляется в слогах, словах и предложениях. Переходя от простых упражнений к более трудным, убыстряя темп упражнений.

Заключение

От родителей ребёнка, у которого поставлен диагноз дизартрия, требуется большая самоотдача.

Ранняя диагностика, длительная логопедическая работа, медицинское наблюдение и лечение, вот далеко не полный список мероприятий, проводимых при дизартрии. Родители, которые в полной мере участвуют в этой работе, помогают своим детям справиться с данной проблемой в разы быстрее и эффективнее.

Источник: https://algebrazhizni.ru/dizartriya-u-rebenka/

Дизартрия у детей: что это такое, признаки, причины лечение в 1-5 лет

Диагностика дизартрии у детей

Заболевание дизартрия у детей определяется как психофизическая патология нервной системы, при которой ребенок не может правильно произносить слова. Это касается всего речевого аппарата, то есть, задействованы губы, язык и мягкое небо. Начинаясь в детском возрасте, эта патология приводит к нарушению письма, чтения и недоразвитию речи, при таком дефекте требуется коррекция.

Причины патологии

Дизартрия у детей встречается в 5% случаев. Ее возникновению способствуют такие факторы:

  • Гипоксия. Легкая или тяжелая нехватка кислорода плоду в процессе беременности и во время родов.
  • При резус-конфликтной беременности.
  • Недоношенность. Появление на свет ребеночка раньше срока.
  • Асфиксия.
  • Травмы при родах.
  • Длительная желтуха новорожденных. Гемолитическая болезнь, в которой может развиться также ядерная желтуха.
  • Заболевания головного мозга (менингит, энцефалит, опухоли, черепно-мозговые травмы).
  • Гнойный отит.
  • Токсикоз при вынашивании.
  • Физиологические заболевания мамы. Часто малышам передаются токсические вещества, вырабатывающиеся в результате заболеваний мамы во время беременности. Особенно это опасно в первый триместр.

Это основные причины внутриутробного поражения нервной системы плода. Но также дизартрия может развиться в результате сложностей в раннем возрасте. К причинам возникновения такой болезни в раннем возрасте относят:

  • Нейроинфекции. Перенесенные инфекции головного мозга (менингит и энцефалит) в младенчестве.
  • Гидроцефалия. Воспаление оболочек или перенесенные травмы головного мозга.
  • Тяжелые интоксикации. Они возникают в результате внутренних процессов в организме (инфекционные заболевания), а также внешних воздействий.
  • ЧМТ. Черепно-мозговая травма в возрасте до 3-х лет.

 Медиками доказано, что у детей развитие этой патологии связано и с наличием ДЦП. Важно приводить малыша на плановые осмотры специалистов, чтобы не пропустить заболевание.

Симптомы

Родители детей дошкольного возраста сразу замечают, что с речью ребенка что-то не в порядке. Она полностью искажается. Это видно по следующим симптомам:

  • Темп. Темп речи ребенка неустойчив.
  • Сила. Сила голоса недостаточная.
  • Нечеткость. Речь звучит смазанно, нечетко, ребенка трудно понять. При стертой дизартрии слышны отдельные фонетические дефекты. Активность речи снижается.
  • Брадипноэ. Наблюдается затрудненное неритмичное дыхание.
  • Бедность эмоций. Иногда ребенок при разговоре не выражает никаких эмоций. Это происходит не оттого, что он никак не реагирует на окружающие ситуации, а из-за патологического отсутствия мимики.
  • Нарушение движения артикуляционных мышц. Сопровождается спазмом, при котором ребенок не может расслабить губы, шею, язык. Этот спазм может сменяться гипотонией мышц, при которой язык вялый, неподвижный, губы не смыкаются.

В младенческом возрасте родители уже могут предполагать наличие этого заболевания. Ребенок часто срыгивает, поперхивается, испытывает трудности при сосании. На протяжении первого года у него не много лепета, агуканий, первые слова он произносит со значительным опозданием (они могут не появляться до 2,5 лет).

Психологическая и педагогическая характеристика детей

Обследование детей с этим дефектом показало, что они имеют трудности не только с речью. У них не развита мелкая моторика мышц, а это отражается на умении застегивать пуговицы или шнуровать обувь, правильно держать карандаш, нажимать на него при необходимости, вырезать ножницами сложные фигурки (таким детям трудно научиться пользоваться ножницами).

В плане физического развития ребенок с дизартрией также страдает. Он не может правильно выполнять упражнения, танцевальные элементы, такое для него не под силу. Сложно больные дети воспринимают ритм музыки, со стороны видно, что они неуклюжи.

Виды

Эта патология нервной системы разделяется на несколько видов:

  1. Холодовая. Человек не может совладать со своим языком после пребывания на холоде.
  2. Корковая. Поражается кора головного мозга в той зоне, которая отвечает за артикуляцию. В этом случае ребенок будет соблюдать структуру слова, но слоги произносить неправильно.
  3. Подкорковая. Поражаются подкорковые структуры. Такое поражение сопровождается тем, что ребенок говорит «в нос», речь трудно понять, она смазанная.
  4. Бульбарная. Поражаются ядра нескольких нервов в продолговатом мозге. Отличается от остальных видов тем, что ребенок постоянно испытывает трудности с глотанием.
  5. Псевдобульбарная. Поражение путей от коры головного мозга до ядер нервов. При нечетком произношении можно заметить монотонность речи человека – это основной симптом этого вида.
  6. Мозжечковая. Поражается мозжечок, для этого вида характерна протяжная речь, у человека постоянно изменяется громкость речи.

Степени нарушения произношения

  • 1-я – это стертая форма патологии, выявить ее могут только при специальном обследовании.
  • 2-я – речь окружающие понимают, но есть дефекты, которые заметны всем, стертая речь усугубляется.
  • 3-я – произношение затруднено, речь ребенка могут понять только близкие люди.
  • 4-я – сложная форма патологии, речь либо отсутствует, либо она есть, но ребенка никто не может понять.

В чем состоит опасность

Ребенок не всегда может правильно воспринимать речь окружающих, что приводит к постоянному нарушению слухового восприятия речи окружающих. Из-за этого у него нарушается адаптация в социуме. Такие дети испытывают трудности в учебе, так как наряду с дизартрией у них развивается дисграфия.

Диагностика

Чтобы исключить другие патологии органов, которые симптоматически сходны с дизартрией, ребенка направляют на консультацию к неврологу, логопеду, ЛОРу.

Обследование детей с дизартрией начинается с назначения таких исследований:

  • Электроэнцефалография. Определение активности головного мозга. Это важное исследование, так как оно показывает активность разных долей мозга, отвечающих за разные действия.
  • Электромиография. Определяется мышечная активность ребенка, это исследование показывает, как мышцы реагируют на раздражитель.
  • Электронейрография. Определение скорости проведения импульса по нервам.
  • МРТ головного мозга. Компьютерная диагностика, показывающая активность внутренних структур мозга, наличие отклонений в строении и новообразований.
  • Транскраниальная магнитная стимуляция. Безболезненная магнитная стимуляция различных участков мозга для определения их реакции и активности.

Для выбора методов лечения осмотр у логопеда осуществляется поэтапно:

  1. Оценка речи. Оцениваются нарушения речи ребенка, как он произносит слова, его темп и ритм речи. Как малыш воспринимает обращения к нему, какой у него словарный запас.
  2. Физиология. Определяются патологии, не имеющие ничего общего с артикуляционным аппаратом. Как развита лицевая мускулатура, какое дыхание у ребенка.
  3. Мимическое исследование. Логопед обследует работу мышц лица.
  4. Характеристики речи. Тщательно анализируются особенности произношения, темпа, звуковой интенсивности и ритма речи.
  5. Письменная речь. Дети школьного и дошкольного возраста старше 5-ти лет предоставляют написанный текст, по которому происходит анализ письменной речи.

Лечение

Лечение дизартрии у детей с маленьких лет происходит с привлечением нескольких специалистов. Комплексный подход важен в получении положительного результата.

Работа логопеда

Специалист разрабатывает индивидуальные занятия для детей, обязательно используется речевая карта, в которой отображаются все виды занятий с ребенком, его успехи. В ней обозначены методы диагностики дефекта и рекомендации по его коррекции, лечению.

Основной упор в работе логопед делает на развитие:

  • Мелкой моторики. Ребенку предлагаются обучающие игры для пальчиков, проводится гимнастика.
  • Артикуляции. Лечебная гимнастика для языка, губ, щек, проводится логопедический массаж.
  • Дыхания. Производится дыхательная гимнастика, позволяющая нормализовать темп и интенсивность речи.
  • Произношения. Специалист подбирает упражнения для закрепления навыка правильного произношения.
  • Коммуникация и выразительность. Дети дошкольного возраста учатся выражать свои мысли, на занятии отрабатывается эмоциональность речи, ее коррекция.

Логопед чередует групповые и индивидуальные занятия. Индивидуально он прорабатывает конкретные слова, следит за правильностью произношения, делает массаж. Групповые занятия по-своему полезны. Участвуя в групповом задании, маленький пациент непроизвольно развивает свою речь, пополняет словарный запас.

Медикаментозные мероприятия

Для лечения ребенка используются также медикаменты. Они назначаются неврологом для лечения основного неврологического заболевания. Чаще всего это ноотропы, такие, как «Пантогам», «Глицин», «Глицисед», «Нообут» и другие. Они помогают ребенку воспринимать информацию, так как стимулируют когнитивные процессы, улучшают память, внимание и мыслительные процессы.

Дизартрия у детей лечится не только с помощью лекарств. Для стимуляции работы головного мозга в лечении используются точечный массаж, лечебная физкультура и ванны, физиотерапия и другие дополнительные методы нетрадиционной медицины:

  • Гирудотерапия. Лечение медицинскими пиявками.
  • Иглоукалывание. Через определенные точки на теле пациента происходит стимуляция активных зон, используется для лечения или при снятии боли.
  • Изотерапия. Лечение с помощью рисования.
  • Песочная терапия. Лечение с использованием песка.
  • Дельфинотерапия. Занятия с дельфинами для расслабления или тонуса мышц.

Лечение дома

Для закрепления успехов на логопедических занятиях, медикаментозной поддержки и других манипуляций ребенок должен и дома продолжать лечение.

  1. Массаж для языка. Повернуть его в разные стороны, показать изо рта, спрятать, поболтать между губами. Несколько раз облизнуть губы, перемещение кусочка сахара во рту от одной щеки к другой.
  2. Гимнастика для щек. Проводится с помощью их надувания, поочередного надувания, имитации сосательных движений, вибрации губами.
  3. Упражнения для нижней челюсти. Приоткрывать и закрывать рот, зубами захватить марлевую повязку, которую другой человек старается вытянуть.
  4. Речевое дыхание. Таким детям крайне важно научиться правильно дышать. Проводится дыхательная гимнастика

Воспитание детей с дизартрией

Когда детки начинают понимать, что отличаются от других, они замыкаются в себе, отмалчиваются. Но этого нельзя допустить, важно установить с ними дружеский контакт. Такие детки не должны ощущать себя хуже других.

Для этого родителям нужно применять комплексное лечение и сохранять тесную эмоциональную связь с ребенком. Также важно, чтобы мелкая моторика детей с дизартрией постоянно развивалась.

Это улучшит познавательные процессы в головном мозге.

Прогноз течения болезни

Прогноз заболевания зависит от вида патологии нервной системы. Стертая и псевдобульбарная дизартрия имеют благоприятный прогноз с условием соблюдения всех рекомендаций невролога и логопеда, выполнения домашних заданий. Есть случаи восстановления речи в результате усиленного лечения.

Профилактика

Предотвращение этого дефекта начинается с момента зарождения новой жизни. Предупреждение токсического и инфекционного воздействия на плод, его травм в родах снижает риск развития дизартрии. Восстановление нормальной речи после постановки диагноза зависит от вида, степени дефекта, усердия и настойчивости родителей.

https://www.youtube.com/watch?v=azHFTVTcTKI

Дизартрия – не приговор, ее лечат и корректируют специалисты. Важно поддержать ребенка для достижения максимальных результатов.

Дизартрия у детей — что за болезнь и как ее лечить Ссылка на основную публикацию

Источник: https://LechimKrohu.ru/nevrologiya/dizartriya-u-detej.html

Дизартрия это страшно? Диагностика и лечение

Диагностика дизартрии у детей

Нарушение звукопроизношения у человека всегда вызывает дискомфорт и опасения. Что же означает, когда мы слышим диагноз — дизартрия?

Дизартрия – это расстройство речи, вызванное поражением функций речевого аппарата, в ходе которого нарушается связь клеток и тканей с нервными окончаниями, что вызывает ограничение движения органов речи, тем самым затрудняя артикуляцию.

Дизартрическая речь отличается неразборчивостью и скомканностью. У детей может наблюдаться общее отставание развития из-за влияния заболевания на речь и письмо. У взрослых нарушений письма и слухового восприятия речи не выявляется. Несмотря на это, болезнь доставляет одинаковый дискомфорт в любом возрасте.

Классификация

Неврологическая классификация отклонения основывается на области поражения речедвигательного аппарата. Исходя из принципа локализации очага развития заболевания, выделяют следующие формы дизартрии.

Бульбарная

При этой форме заболевания происходит понижение мышечного тонуса или атрофия мышц речевого аппарата. Отклонение возникает по причине развития опухолевых или воспалительных процессов в продолговатом отделе мозга, что разрушает ядра двигательных нервов. Речь этой формы дизартрии отличается замедленностью, непонятностью и назальным звучанием.

Псевдобульбарная

Чаще всего диагностируется псевдобульбарная дизартрия у детей как результат перенесенного поражения мозговой деятельности в возрасте до года.

Речь замедленная, невнятная с нарушенным воспроизведением свистящих, шипящих и сонорных звуков. Псевдобульбарная дизартрия у детей характеризуется ограниченным движением губ и языка.

Больные склонны к обильному слюнотечению и усилению глоточного рефлекса.

Подкорковая

Развивается по причине поражения подкорковых узлов головного мозга. Симптомы включают в себя медленную неразборчивую речь и частые непроизвольные движения мимических или артикуляционных мышц, что вызывает спазмы лицевых мышц и несдерживаемые гортанные выкрики. Возможно изменение темпа и тембра речи и нарушение интонации.

Мозжечковая

Этот диагноз ставится достаточно редко. Речь отличается колебаниями громкости, скандированием слов и выкрикиванием отдельных звуков. Также наблюдается неустойчивость походки, неловкость, нарушение равновесия.

Корковая

Характеризуется нарушением артикуляции. При правильном произношении слов может наблюдаться затрудненное воспроизведение слогов. Нарушения чтения и письма отсутствуют.

Согласно классификации логопедов, основанной на степени понятности речи, выделяют 4 формы дизартрии.

  1. На первой стадии нарушения речи незаметны окружающим и могут быть выявлены только специалистом. Эта стадия протекания заболевания также имеет два других названия: стертая дизартрия и дизартрический компонент.
  2. Отклонение становится заметно окружающим. Сохраняется понятность речи.
  3. Дефекты речи четко выражены. Речь больного понятна только близкому окружению.
  4. Речь абсолютно не понятна или отсутствует совсем.

Независимо от того, по каким принципам выделяются виды дизартрии, в первую очередь, важно выявление причины дизартрии.

Причины

Дизартрия у взрослых в большинстве случаев является следствием травмы или заболевания головного мозга. Так, причинами развития дизартрии у взрослого человека могут выступать следующие факторы:

  • травмы головы;
  • инсульт;
  • опухолевые образования на участках головного мозга;
  • операции нейрохирургического характера;
  • нейросифилис;
  • олигофрения;
  • болезнь Паркинсона;
  • рассеянный склероз;
  • миатония;
  • миастения и т.д.

Нередко такое заболевание диагностируется у детей до 5 лет. Обычно дизартрия у ребенка развивается параллельно с детским церебральным параличом, являясь его следствием. Это связано с поражением центральной нервной системы, которое может возникнуть как в период внутриутробного развития, так и после рождения в течение примерно 2 лет.

https://www.youtube.com/watch?v=bLHtDgaLajU

На еще не родившийся плод могут повлиять следующие факторы:

  • токсикоз во время беременности;
  • резус-конфликт;
  • родовые травмы;
  • асфиксия при родах;
  • развитие патологий во время беременности;
  • затяжные или стремительные роды;
  • преждевременные роды и т.д.

Развитие дизартрии в послеродовой период обычно связано с перенесением инфекционных заболеваний головного мозга, среднего отита, тяжелого отравления, черепно-мозговой травмы и другими причинами.

Коррекция

Успешным считается лечение дизартрии, в результате которого пациент восстанавливает свои способности изъясняться понятно для окружающих. Для того чтобы достичь этой цели, необходим комплексный подход к тому, как лечить заболевание, в основе которого заложена верная диагностика дизартрии, грамотное медикаментозное лечение,  логопедическая коррекция дизартрии и физиотерапевтические меры.

Медикаментозное лечение назначается специалистом после полного обследования пациента. Однако решить проблему только медикаментозно не получится, поэтому в курс лечения больного включаются физиотерапевтические меры.

Пациенту назначаются лечебные ванны, специальные физические упражнения, иглоукалывание, разного рода массажи, а также такие нетрадиционные, но, тем не менее, действенные методы коррекции, как плавание и общение с дельфинами, лечение творчеством, созидательные и развивающие игры с песком и многое другое.

Логопедические меры по коррекции дизартрии направлены на восстановление артикуляционного аппарата. В ходе занятий логопед работает с пациентом над произношением звуков, постановкой правильного дыхания и голоса, выполняет специальную гимнастику для разработки артикуляционного аппарата, а также проводит массаж языка.

Лечение дизартрии у ребенка должно опираться на логопедические занятия, а также лечение в домашних условиях.

Упражнения для детей дома

Занятия с логопедом бессмысленны, если не проводится коррекция дизартрии в домашних условиях. Ребенок до 6 лет, больной дизартрией, остро нуждается в постоянном внимании своих родителей, которые, в свою очередь, должны посвятить много времени специальным занятиям, направленным на восстановление функций речи малыша.

Для начала необходимо проводить массаж мышц лица, в ходе которого нужно попеременно пощипывать и поглаживать губы, щеки и нижнюю челюсть ребенка. Также немаловажно научить своего ребенка осуществлять массаж самостоятельно, стоя перед зеркалом, что поможет ему изучить свое лицо и работу мышц языка и губ.

Для восстановления корректного функционирования речевого аппарата, важно оттачивания движений челюсти на открывание и закрывание рта, фиксация определенного положения челюсти, изображение звериного оскала и трубочки губами.

Ребенку понравится игра с конфеткой на палочке. Так, ребенок должен удерживать леденец во рту, а мама и папа стараться его вытянуть. По мере уменьшения размеров конфеты, удерживать ее будет сложнее. Можно также прикладывать конфету сначала к правому, а потом левому уголку рта, чтобы ребенок пытался достать ее языком в таком положении.

Развивать моторику рук в домашних условиях можно при помощи мелких предметов, вроде горошин или бусин, которые ребенок должен перебирать. Малышу понравится процесс, если родители постараются сделать так, что это будет выглядеть игрой для малыша.

Прогноз и профилактика

Многим пациентов и их близких волнует вопрос, можно ли полностью излечиться от дизартрии. Точных прогнозов на этот счет нет, так как в отношении коррекции дизартрии важно своевременно диагностировать заболевание и начать лечение.

Кроме того, абсолютное восстановление функций речевого аппарата возможно только в случае легкого протекания заболевания, то есть при стертой дизартрии. Стертая дизартрия у детей дошкольного возраста корректируется по мере взросления и развития ребенка.

На последующих стадиях есть шанс на некоторое улучшение речи, но полностью тяжелая степень не лечится.

Больным дизартрией в любом возрасте необходимо постоянное внимание со стороны близких людей, что одним (с легкими формами заболевания) поможет бороться с дизартрией, а другим (с тяжелыми формами) – не чувствовать себя обделенными и изолированными. Дизартрия и ее последствия сильно влияют на социализацию человека, именно поэтому таким больным необходима забота и внимание.

Источник: https://VseoRechi.ru/narushenie-rechi/dizartriya.html

Что такое дизартрия: формы, причины, лечение. Коррекция дизартрии у детей с нормальным психофизическим развитием

Диагностика дизартрии у детей

Младенческий лепет и первые неловкие звуки, точно музыка, умиляют и забавляют окружающих. Время идет, погодки подрастающего сокровища уже уверенно и понятно высказываются, а похвастаться такими же успехами не вас не получается. Не утешают и плановые осмотры с серьезными лицами докторов. Обсудим, что делать, если у ребенка выявлен неприятный диагноз – дизартрия.

Что это такое

Диагноз дизартрия ставят огромному количеству детей. Часто напуганная семья даже не осознает, в чем заключается суть заболевания. Разнообразные виды и формы дизартрии имеют общую суть – некорректное произношение из-за поражения нервной системы.

В народе про детей с этим нарушением говорят, что у них “каша во рту”. Их речь смазанная, невнятная.

Наиболее распространенный вид данного нарушения – стертая дизартрия. Его ставят массово очень многим детям при прохождении медицинского осмотра перед детским садом. Однако существует множестсво других форм заболевания.

Причины возникновения

Причины, или, более научно, этиология дизартрии, зависят от времени ее появления.

Во время беременности:

  1. Химическая интоксикация (тесный контакт со вредной химией).
  2. Перенапряжение и стрессы.
  3. Гестозы и вытекающая из них почечная недостаточность.
  4. Резус-конфликт при травмах живота или частичной отслойке плаценты.
  5. Вирусные инфекции – ветрянка, грипп, краснуха и многие другие.
  6. Паразитарные болезни, как токсоплазмоз, который можно подхватить от непривитых кошек.
  7. Алкоголь, наркотики и сигареты – как при систематическом, так и однократном приеме.
  8. Недоношенность.

Наиболее опасным является влияние данных факторов в течение первого триместра. Обращать внимание стоит на поздний токсикоз беременных, потенциальный «маячок» гестоза.

В момент родов:

  • Застой в родовых путях
  • Асфиксия
  • Черепно-мозговая травма или кровоизлияние
  • Недоношенность
  • Конфликт резусов крови (отрицательный у матери, положительный у плода) без приема соответствующих медикаментов.

Послеродовой период:

  1. Гидроцефалия и гидроцефальный синдром
  2. Энцефалит
  3. Менингит
  4. Опухоли в голове
  5. Запущенные стадии желтухи и гнойного отита
  6. ЧМТ
  7. ДЦП

Диагностика заболевания

Признаки дизартрии порой серьезно разнятся. Некоторые формы дизартрии слышны даже неискушенным слухом, с остальными гораздо сложнее.

Стертая дизартрия у детей, или первый этап, – говорение достаточно понятное, с особенностями:

  1. Легкая гнусавость
  2. Отсутствие эмоциональной окраски, монотонность
  3. Теряются звуки – чаще шипящие («ш», «с»)
  4. Неспособность «пропевать» долгие гласные («а», «о»)

Дифференциальная диагностика дизартрии в этом случае – наиболее сложная задача. Как упоминает профессор Е.Ф. Архипова, стертая дизартрия лучше всего поддается коррекции у детей.

При ухудшениях, на следующем шаге развития:

  • Характерный назальный оттенок голоса
  • Слова разбирать можно, но четко слышны дефекты произношения.

Далее:

  • Специфическая неразборчивая речь
  • Малыша понимают только самые близкие.

В наихудшем случае:

  • Детишки говорят совсем невнятно
  • Или неспособны на это вообще.

Такая классификация дизартрии позволяет понять, что малейшие задержки в речи – повод обратиться к специалистам.

Если к пяти годам кроха еще лопочет на языке, понятном лишь для родителей – пора бить тревогу!

Окончательная постановка диагноза – задача врача-невролога и логопеда. Они же проводят регулярное обследование детей с дизартрией.

Дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием и при сопутствующих заболеваниях имеет некоторые схожие черты.

Структура дефекта при дизартрии по вине дцп (чаще всего по локализации она корковая):

  1. Проблемы в сглатывании
  2. Язык располагается не прямо, а с наклоном. Может непроизвольно подрагивать
  3. Слабое небно-глоточное смыкание
  4. Напряженное лицо
  5. Несмыкание губ, слюнотечение
  6. Помимо имеющихся ограничений подвижности, коммуникация дополнительно осложняется нечеткой артикуляцией.

Психолого-педагогическая характеристика

При отсутствии серьезных повреждений клинико-психологическая картина следующая:

  1. Запаздывание развития мелкой моторики
  2. Неуклюжесть
  3. Ограниченная или нескоординированная подвижность
  4. Тремор конечностей
  5. Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией связана с тем, что малышам трудно выполнять простые задания, необходимые для школы (писать, рисовать, делать апликации). Могут возникать сложности в общении со сверстниками. Неудобные вопросы и подшучивание одноклассников, сочувственные взгляды учителей – это будет создавать ощущение потерянности, замкнутости.

Лечение нарушения

Обследование детей с дизартрией и лечение дизартрии производится логопедом и невропатологом. Без регулярного контроля на базе медицинских учреждений ситуация будет только усугубляться.

Они могут назначить медикаменты из списка:

  • Энцефабол
  • Пантокальцин
  • Циннаризин
  • Инстенон
  • Глиатилин
  • Персен
  • Ново-Пассит
  • Актовегин
  • Церебролизат

Прежде чем начать медикаментозное лечение, проконсультируйтесь с врачом. Не занимайтесь самолечением таблетками.

Коррекция дизартрии у детей с нормальным психофизическим развитием

Комплекс упражнений для коррекции дизартрии от эксперта нашего сайта Татьяны Рыбак, учителя-логопеда.

Коррекция  и лечение речевых нарушений посредством логопедических упражнений проводится логопедом. Однако, повторяя эти упражнения в домашних условиях, родители могут значительно сократить сроки коррекции.

Дыхательная гимнастика

Дыхательную гимнастику можно проводить дома и на прогулках. Упражнения выполняют лежа, сидя, стоя.

Дыхательные упражнения желательно проводить в хорошо проветренном помещении. Продолжительность одного подхода не должна превышать 70 секунд. На начальных этапах не более 30 секунд, иначе у ребенка может закружиться голова. Не рекомендуется выполнять дыхательные упражнения перед сном.

  • «Мишка на воздушном шаре»Исходное положение: лежа на спине, руки вдоль туловища.

    «Давай представим, что живот – это воздушный шар. Когда делаем вдох, шарик надувается, при выдохе – животик сдувается». Для контроля на живот ребенка кладут медвежонка (либо другую игрушку). Просим ребенка поднимать игрушку вверх, делая вдох, опускать – делая выдох.

  • «Шарик поет»Основа упражнения остается та же.Просим ребенка научить шарик говорить. На выдохе, когда животик будет опускаться, поем песенку шарика «ф-ф-ф-ф-ф», «а-а-а-а-а», песенку комарика: «з-з-з-з-з-з» и т.д.

    В ходе упражнения формируется диафрагмальное дыхание и ведется работа над голосом.

При выполнении следующих упражнений важны условия:

  1.  Упражнение можно выполнять, как стоя, так и сидя.
  2.  Плечи не должны подниматься вверх.
  3. Щеки не должны надуваться. Воздух проходит через губы.
  4. Время выполнения: не более 1 -1,5 минут на проведение одного подхода.
  • Кораблики
    Не только мальчишки, но и девчонки обожают эту игру. Запускать кораблики можно не только на улице, но и  дома – в ванной или тазике. Кораблики могут быть самыми разными: бумажные, пластмассовые, резиновые.
  • Упражнения с коктейльной трубочкой:

В стакан, который позже закроем крышкой, помещаются пенопластовые шарики. В крышке делается отверстие и вставляется трубочка. Когда ребенок дует через трубочку, получается ураган.

https://www.youtube.com/watch?v=pZMt5dnQbuo

Для упражнения необходим стакан с водой, лист бумаги, краски, кисточка, коктейльная трубочка. Вместе с ребенком лист точечно в хаотичном порядке раскрашиваем красками, но так чтобы в этих цветных точках было достаточное количество воды. Затем просим ребенка дуть на эти точки. Получаются красивые рисунки.

Из картона вырезаем цветок, а из цветной бумаги делаем бабочку.

Бабочка села на цветок. Сдуй бабочку с цветка.

Дуй на шарик, забивай его в ворота. Кто больше голов забьет, ты или я?

Подуй как «ветерок» на вертушку.

Не забывайте о том, что щеки надуваться при этом не должны. Предложите ребенку с помощью зеркала контролировать себя или помогайте ребенку, удерживая щечки руками.

Фон для упражнения нарисовать самостоятельно или найти подходящую картинку в интернете.

Ежик пришел в лес собрать ягодки и грибы, но с деревьев нападало много листиков и теперь еж не может ничего найти. Ежик просит помочь ему. Сдуй листья, не надувая щечки.

Артикуляционные упражнения

Артикуляционная гимнастика «упражнения для язычка»– это важная составляющая часть коррекционной работы. Она необходима для того, чтобы сформировать правильный артикуляционный уклад каждого нарушенного звука, нормализовать тонус мышц языка.

Упражнения для губ

  • «Улыбка», «Лягушка»: широко улыбнуться и удержать губы в таком положении на счет до 5.
  • «Трубочка», «Слоник»: вытянуть губки вперед, удерживать губы в таком положении на счет до 5.
  • Чередование упражнений: “улыбка”-“трубочка”.

Упражнения для щек

  • «Шарик надувается»
  • «Шарик сдувается»
  • Надувать и сдувать шарики попеременно.

Упражнения для языка

  • «Часики»:  широко открыть рот, перемещать язык вправо, влево. Челюсть остается неподвижной.
  • «Качели»: широко открыть рот, поднимать язык то к верхней губе, то к подбородку.Челюсть остается неподвижной.
  • «Лопатка»: широко открыть рот,  “широкий” язык лежит спокойно на нижней губе.

    Удерживать язык на счет до 5-7.

  • «Чистим зубки»: перемещать язык по кругу «в кармашке» между губами и зубами. Челюсть при этом не двигается. Рот закрыт.
  • «Вкусное варенье»: намазать губы вареньем, шоколадной пастой или чем-нибудь другим, что нравится ребенку.

    Широко открыть рот, облизать губы по кругу. Челюсть двигаться не должна.

  • «Лошадка»: цокать язычком медленно и сильно, присасывая язычок к нёбу. челюсть при выполнении упражнения должна оставаться неподвижной. При цокании губы можно вытягивать вперед, можно улыбаться.

    Или делать попеременно: цоканье при трубочке и улыбке.

Как разнообразить занятия

Артикуляционная гимнастика при ежедневных занятиях быстро надоедает малышам. Чтобы разнообразить занятия используйте следующие игры.

Можно сделать лабиринты с разным сюжетом. Главное придумать занимательную историю перед прохождением лабиринта.

В мешочек помещаем фигурки, которые ассоциируются с артикуляционными упражнениями. Ребенок, вытягивая фигурку, выполняет упражнение.

Используйте приложения для телефонов с масками. Ребенок смотрится в экран телефона с маской и выполняет упражнение.

Изготовьте паровозик из картона и наклейте на вагончики наклейки или рисунки, иллюстрирующие артикуляционные упражнения. Выполняя упражнение, ребёнок прикрепляет вагон.

Надеемся, что с помощью этих нескучных упражнений, вы превратите коррекционные занятия в увлекательную игру и ваш малыш будет заниматься с удовольствием.

Источник: https://orechi.ru/narusheniya-rechi/dizartriya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.