При задержке речи у детей препараты

Содержание

Стимулирование развития речи у ребенка

При задержке речи у детей препараты

Речь — деликатный процесс, без которого сложно представить жизнь человека. Формирование речи начинается с первых месяцев жизни и продолжается до школьного возраста. На скорость и качество развития речи оказывает влияние целый ряд факторов:

  • пол малыша;
  • воспитание;
  • социальная среда;
  • состояние здоровья;
  • психотип и пр.

Важно, чтобы родители не ждали, пока ребенок заговорит сам, а всеми доступными им способами стимулировали речь. Делать это нужно деликатно и ненавязчиво, так, чтобы не лишить малыша мотивации начать разговаривать, пополняя его активный лексикон новыми словами.

Задержка речевого развития — проблема, с которой сталкиваются дети и их родители, требующая незамедлительного решения. Специалисты уверены, что проблема имеет прямую связь с задержками психического развития ребенка: несформировавшимся мышлением, воображением, неустойчивым вниманием.

К основным причинам задержки речевого развития у детей можно отнести:

  • отсутствие речевой практики у ребенка, невнимание взрослых по отношению к нему;
  • генетическое заболевание, вызывающее замедленное созревание ответственных за речь нервных клеток в головном мозге;
  • тугоухость;
  • травмы головы.

Тест для ребенка

Задача родителей — постоянное наблюдение за развитием детей и оценка их достижений.

Анализируя поведение крохи до года и после, можно будет понять, насколько гармонично он развивается и осваивает речевые навыки.

Так, например, к 8 месяцам малыши уже должны уметь произносить отдельные звуки. Протяжные «м-м-м-м» и «а-а-а-а-а» будут свидетельствовать о том, что речевое развитие идет своим чередом.

К 10-14 месяцам пассивный словарь детей должен включать в себя несколько десятков слов. Кроха должен указывать взглядом на называемый предмет, реагировать на собственное имя. Ближе к полутора годам кроха должен суметь показать на картинках изображения по просьбе взрослых.

К двум-трем годам малыши способны произносить не только отдельные слова, но и строить на их основе простые фразы и предложения. К четырем годам дети достаточно уверенно и грамотно говорят, правильно выстраивая предложения из главных и второстепенных членов.

Диагностика и лечение ЗРР

Говорить о задержке речевого развития у ребенка можно ближе к 3-4 годам, когда малыши уже должны достаточно бегло и уверенно разговаривать простыми и сложными предложениями. Перед тем как поставить диагноз, ребенку назначают комплексное обследование с участием:

  • логопеда;
  • психолога;
  • невролога.

Поставленный и утвержденный диагноз будет означать необходимость проведения лечения, направленного на устранение проблемы и развитие речи у детей.

Тип лечения будет зависеть от причины задержки речевого развития.

Так, например, если она психологического характера, связана с ограничением малыша в общении, врач назначит терапию, включающую в себя занятия с логопедом и усиленное внимание родителей.

Если причиной задержки речевого развития становятся мозговые дисфункции, то ребенку чаще всего назначают лекарственные препараты. Большая часть из них способствуют улучшению кровообращения и функций головного мозга. Обзор наиболее часто используемых комплексов для детей – ниже.

Что нужно знать о препаратах для развития речи?

Чаще всего родители, чьи дети нуждаются в профессиональной помощи и стимуляции развития речи, обращаются к логопеду, который устанавливает диагноз и может назначить лечение.

Нужно понимать, что назначение лечения с использованием лекарственных препаратов — это не прерогатива логопеда! Логопед может сделать лишь предварительное заключение и направить ребенка для обследования и назначения медикаментозного лечения к неврологу. И никак по-другому. То же, насколько эффективными окажутся медикаментозные препараты, будет зависеть от сопутствующих лечению логопедических занятий.

К сожалению, сегодня медики продолжают практиковать назначение стандартных схем для неговорящих детей, независимо от их особенностей и причин задержки речевого развития. Естественно, что эффект от такого «лечения» далек от ожидаемого родителями.

Что касается нейротропных препаратов, то они для детей вовсе не опасны, как некоторым кажется. В сочетании с логопедическими упражнениями в большинстве случаев они действительно «разговорят» молчуна. Но для того, чтобы не рисковать здоровьем малыша, нужно кое-что знать, а именно – какие препараты действительно ему необходимы и какой эффект они имеют.

Обзор препаратов для развития речи

В современной медицине чаще всего применяются следующие нейротропные препараты:

  • Пирацетам;
  • Энцефабол;
  • Пантогам;
  • Аминалон;
  • Энцефабол;
  • Глиатилин;
  • Мемантин;
  • Глицин;
  • Семакс;
  • Актовегин;
  • Инстенон;
  • Винпоцетин и пр.

Дополнительно детям для стимуляции развития речи могут назначаться витаминные комплексы, тонизирующие средства и антиоксиданты. В курсе лечения детям обязательно прописывают пропить витамины группы В.

Если ЦНС ребенка отличается повышенной возбудимостью, ему назначают препараты деликатного воздействия, например «Глицин», «Церебрум» или «Пантогам». Если электроэнцефалография не провоцирует эпилептиформную активность у малыша, ему назначают курс препарата из категории ноотропов.

Так или иначе, нужно помнить о том, что назначать медикаментозное лечение может только врач-невролог, так же как и корректировать его или отменять. Чтобы лекарственная терапия действительно давала позитивную динамику, она должна проходить параллельно с развивающими речь занятиями.

Источник: https://rebenkoved.ru/zdorove/lechenie/stimulirovanie-razvitiya-rechi-u-rebenka.html

Какие лекарства принимать при задержке речевого развития у детей

При задержке речи у детей препараты

При обнаружении у ребенка признаков задержки развития речи родители обычно обращаются за помощью к логопеду. Врач диагностирует нарушения и назначает нужное лечение.

Однако следует помнить, что назначением лекарств при нарушениях артикуляции логопед не занимается, нужные лекарства при задержке речевого развития у детей назначает невропатолог. задача логопеда – поставить диагноз и дать направление к специалисту, занимающемуся медикаментозным лечением.

Эффективность лечения при помощи таблеток зависит от логопедических занятий, специального массажа и домашних упражнений.

На данный момент при лечении могут применяться стандартные схемы для детей с проблемами речи, но они не учитывают индивидуальные особенности каждого ребенка. Эффект от таких методик часто не оправдывает ожиданий родителей. Поэтому, при коррекции задержки речевого развития, следует рассматривать каждый случай отдельно.

Стоит ли применять лекарственные препараты при ЗПР?

Большинство нарушений речи появляются из-за отклонений здоровья ребенка. Как правило, это нарушения в работе головного мозга и ЦНС, в строении речевого аппарата. В некоторых случаях задержка речевого развития передается по наследству. Негативно воздействовать на ребенка может агрессивная социальная среда.

При обнаружении задержки речевого развития некоторые родители считают, что достаточно отвести ребенка к логопеду для решения проблемы раз и навсегда. Однако эти врачи занимаются обучением малыша, показывают ему правильное произношение и строение словосочетаний, предложений. Большинство случаев нарушения речи требуют не только логопедической коррекции, но и неврологического лечения.

Важно! Препараты при задержке речевого развития у детей должен назначать только врач, самолечением заниматься нельзя!

Врачи-невропатологи могут назначить лечение при помощи препаратов, начиная с первого года жизни. Медикаментозная терапия уместна, если была обнаружена патология нервной системы, которая может привести к ЗРР.

Назначаемые препараты: виды

Усваивание полезных веществ центральной нервной системой происходит последовательно. Сначала происходят реакции с превращением глюкозы, входящей в состав хлеба конфет, круп и др.

При расщеплении углевода выделяется энергия, запасающаяся впоследствии специальными молекулами. Они проводят нервные импульсы по тканям и связывают нервные клетки между собой, формируя память и навыки ребенка.

ЗРР лечат при помощи препаратов-ноотропов, действие которых заключается в стимуляции нервной ткани.

По своей классификации ноотропы, назначаемые при задержке речевого развития у детей, делятся на угнетающие и стимулирующие. Если ребенок гиперактивен, то ему следует принимать препараты группы Пикамилона. Лекарства из группы Цераксона нужны в тех случаях, когда у ребенка дефицит внимания.

Важно! Препараты-ноотропы не опасны для детей, несмотря на распространенное мнение. В комплексе с логопедическими упражнениями они эффективно корректируют ЗРР.

Препараты для лечения ЗРР делятся на разные группы по своему действию.

ГАМК

Это препараты, содержащие в себе гамма-аминомасляную кислоту. Пантогам при задержке речевого развития является одним из самых популярных и эффективных средств.

ГАМК является нейромедиатором, веществом, осуществляющим связь между нервными клетками. Кроме того, кислота улучшает усвоение полезных веществ головным мозгом, клеточный метаболизм ускоряется.

Препараты этой группы рекомендуются для детей с гиперактивностью.

Пантогам выпускается в виде сиропов и таблеток. Помимо основного эффекта, препарат оказывает противосудорожный и успокоительный эффекты. Качество сна улучшается, и уровень тревоги падает.

Пиритинол-содержащие

Лекарства этой группы содержат в себе действующее вещество Пинитинол. Оно стабилизирует оболочки нейронов и понижает концентрацию вредных соединений, разрушающих нервные ткани. Лекарства улучшают утилизацию продуктов обмена и повышают стойкость клеток к недостатку кислорода.

При задержке речевого развития часто назначают Энцефабол. Препарат улучшает деятельность головного мозга, в результате улучшается концентрация и память. Лекарство показано детям с синдромом гиперактивности.

Психостимулирующие ноотропные препараты

К таким средствам относится Церактсон. Его активное вещество – цитоколин, улучшающий способность нервных клеток к самовосстановлению. Также он устраняет застойные процессы. Церактсон улучшает когнитивные способности, память.

Комплексы витаминов

Поливитаминные препараты стимулируют выработку нейромедиаторов, они улучшают проведение импульсов. Элькар – препарат, применяемый при задержке речевого развития, в его состав входит витамин группы В, являющийся производным аминокислоты. Его эффект заключается нормализации жирового и белкового обмена в тканях.

Еще один популярный препарат, применяемый при задержке речевого развития, – Глиатилин. В состав входит холин (витамин В4), положительно воздействующий на клетки головного мозга. Витамин улучшает связь между клетками и упрочняет их мембраны.

Препараты с компонентами животного происхождения

Экстракты нервной ткани у различных животных содержат в себе полезные активные вещества, которые организм ребенка может использовать для роста и деления клеток, восстановления поврежденных участков. Препараты этой группы улучшают когнитивные способности. Кортексин – типичный представитель этой группы препаратов.

При задержке речевого развития могут делать уколы, так как Кортексин выпускается в форме лиофизиата для приготовления раствора, предназначенного для внутримышечного ввода.

Препараты на основе аминокислот

Аминокислоты – очень важные вещества для любого организма, так как из них синтезируются белки. Часто эти соединения оказывают ноотропный эффект. Глицин при задержке речевого развития назначают довольно часто, так как лекарство оказывает заметный эффект на работу головного мозга.

Другое известное лекарство на основе аминокислоты – Когитум, его часто прописывают детям при задержке речевого развития. Показан при плохом сне, повышенной утомляемости, гипервозбудимости и плохой памяти.

Правила применения лекарственных средств

Препараты при задержке речевого развития безопасны, если давать их ребенку, следуя рекомендациям врача.

Вещества, которые входят в их состав, безвредны в небольших количествах, однако при передозировке они могут стать причиной побочных эффектов и недомогания.

В некоторых случаях возможна аллергическая реакция, поэтому, прежде чем приступить к лечению, необходимо провести тест на реакцию организма к действующим веществам.

Определять необходимость приема и его длительность, а также дозировку должен врач-невропатолог, а не логопед.

Противопоказания

У каждого лекарственного средства есть ряд собственных противопоказаний, но этот список обычно небольшой. Главное противопоказание – аллергия на один из компонентов лекарственного средства.

Если у ребенка непереносимость или повышенная чувствительность к тому или иному компоненту, то принимать это лекарство нельзя. Для некоторых лекарств есть возрастные противопоказания.

Например, Когитум не рекомендуется к применению для детей до 7 лет.

Отзывы

  • Екатерина, 31 год«Моему сыну 4 года, у него сложности не только с произношением, но и с построением предложений. Мы ходили и к логопеду, и к невропатологу. Первый специалист показывал упражнения для развития речи, а второй назначил лекарства. Полгода дома делаем упражнения, пьем ноотропы. Заметны улучшения, будем продолжать коррекцию».
  • Мария, 27 лет«Сначала я была против лечения ноотропами, я считала, что достаточно и занятий с логопедом. Но когда моя дочь прошла курс Глицина, ей стало проще формировать предложения и проговаривать отдельные звуки. Я считаю, что медикаментозная терапия очень полезна, но за ней обязан следить хороший врач-невропатолог».

Заключение

Средства, которые назначают при ЗРР, могут быть на основе разных химических соединений, безопасных для здоровья детей. Но прежде чем приступить к терапии, необходимо проконсультироваться с невропатологом и провести тест на переносимость отдельных компонентов. Медикаментозная терапия будет эффективной только в комплексе с логопедическими упражнениями.

Источник: https://blog.oratorskoeiskusstvo.com/narushenie-rechi/lekarstva-pri-zaderzhke-rechevogo-razvitiya-u-detej.html

Медикаментозные препараты при задержке речевого развития у детей

При задержке речи у детей препараты

Появление проблем с речевым развитием – проблема, которую чаще всего замечают самые внимательные родители. Очень важно следить за тем, как и когда ребенок начинает разговаривать.

При наличии признаков значительного отставания от сверстников, необходимо посещение врача-педиатра, логопеда и детского невролога. Чаще всего назначается комплексное лечение проблем с массажем, психологической работой, аппаратными методами и медикаментами.

Целесообразность использования препаратов при задержке речевого развития у детей определяет врач-невролог.

В чем заключается диагноз «задержки речевого развития»

Доктора, что занимаются развитием ребенка в первые годы жизни (неонатолог и педиатр) определяют периоды, в которых проявляется способность разговаривать.

Крики радости и недовольства уже считаются первыми попытками проявить эмоции и желания.

По мере взросления ребенок обогащает свой словарный запас, добавляет интонационную окраску и учится строить сложные предложения по всем правилам грамматики.

Формирование основных навыков происходит до 3-х лет – момента, когда ребенка отправляют в коллектив (детский сад), где необходимо умение высказать свои эмоции, желания. Групповое пребывание в детском саду является первым опытом социализации ребенка, которая невозможна без речи.

Постановка диагноза «задержка речевого развития» чаще всего проводится в 3 года. До этого периода, при наличии сомнений, дети находятся на учете педиатра и логопеда. Работа с последним начинается с возраста 1,5 лет.

Задержка речевого развития у детей (ЗРР) – патологическое состояние, которое характеризуется замедленным развитием навыков общения у ребенка, поздним доречевым периодом (гуления, лепета и первых фраз). Нарушение развития речи проявляется в трех компонентах: словарном (лексическом), звуковом (фонематическом) и соблюдении правил (грамматическом).

Наличие признаков нарушенного формирования других сфер психической деятельности (эмоции, воля, ощущения и восприятие, интеллект) говорят о задержке психо-речевого развития (ЗПРР).

Важно! Постановка диагнозов, связанных с нарушением развития ребенка, проводится только по заключению комиссии врачей

Методы лечения задержки развития речи

Наиболее эффективным лечением для замедленного формирования речи у детей считается комбинированный подход.

Одной из причин ЗРР считается неблагоприятная обстановка в семье, наличие конфликтов между родителями, отсутствие одного из родителей. Поэтому важно своевременно назначит психологическую работу со всеми членами семьи, для устранения психического «блока» речевого развития.

Другим аспектом, из-за которого развивается отставание, являются патологии мышечного аппарата (губ, языка, ых связок), например, при – детском церебральном параличе (ДЦП).

В таком случае логопед проводит курсы занятий с постановки артикуляции.

Кроме того, часто применяется логопедический массаж, который воздействует на активные точки, запускает работу нервных центров и способствует формированию навыков звукопроизношения.

Широко применяются физиотерапевтические процедуры и аппаратные методы для активации центров слуха и речи (например, ЛОГО+, электростимуляция), образованию стойких связей и речевых реакций.

Для коррекции процессов обмена веществ в головном мозгу, улучшения кровоснабжения и доставки питательных веществ назначаются специализированные медикаментозные средства.

Важно! Только невролог имеет право назначать препараты при задержке речевого развития у детей

Медикаментозная терапия задержки развития речи

Существует множество препаратов для лечения ЗРР (фото: www.srkblog.ru)

Процессы усваивания питательных веществ в центральной нервной системе происходят через каскад реакций с превращением глюкозы (простого углерода, который входит в состав хлеба, конфет, фруктов и овощей, круп) и выделением молекул энергии.

Последние принимают участие в проведении нервных импульсов по волокнам в тканях, образовывают связи между нейронами (клетками), формируют память и навыки у малыша.

Лечение ЗРР проводится с помощью ноотропов («noos» – головной мозг), – препаратов, которые обладают стимулирующим воздействием на нервную ткань.

В зависимости от действующего вещества ноотропы бывают с угнетающим и стимулирующим эффектом. При наличии у ребенка гиперактивности, которая проявляется ускоренным потоком мыслей, быстротой и множеством двигательных движений – необходимо назначение препаратов группы Пикамилона. Цераксон назначается в противоположном случае, когда в семье отмечается дефицит внимания, уделяемого ребёнку.

Группы препаратов для лечения ЗРР

Ноотропы – препараты для улучшения когнитивных способностей ребенка (фото: www.yourspeech.ru)

Назначаемые детским неврологом препараты, в зависимости от точки прикладывания действия, делятся на группы:

  • Средства гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК): Пантогам, Аминалон, Пикамилон и др. ГАМК – медиатор («посредник») в нервной ткани, через который проводится торможение проведения импульсов при «проскакивании» через нужные центры. Кроме того, вещество улучшает усваивание головным мозгом глюкозы и повышает дыхательную активность тканей (использование кислорода).

Использование данных препаратов рекомендуется детям с синдромом гиперактивности или другими признаками повышенной возбудимости нервной системы.

Пантогам при задержке речевого развития назначается в форму сиропа (детям до 3-х лет) и таблеток. Препарат также обладает противосудорожным и небольшим успокоительным эффектом, улучшает сон и снижает уровень тревоги.

  • Пиритинол-содержащие средства (Церебол, Энербол, Энцефабол). Пиритинол обладает свойствами мембраностабилизатора нервных клеток, снижает концентрацию свободных радикалов (веществ, которые раздражают нервную ткань и вызывают патологическую имульсацию в периферические центры). Лекарства этой группы улучшают утилизацию глюкоза в головном мозге, повышают стойкость нейронов к кислородному голоданию.
  • Ноотропы с психостимулирующим эффектом: Цераксон. Активным веществом препарата является цитиколин, который повышает регенеративные способности мембраны нервных клеток, увеличивает запасы энергии, устраняет отек и застойные явления в головном мозге.

Цераксон назначается для повышения уровня внимания, функции памяти, улучшает когнитивные способности ребенка.

  • Витаминные препараты (нейромультивит, мильгамма). Поливитаминные комплексы обладают общим стимулирующим действием на функциональное состояние нервной системы, улучшают синтез необходимых медиаторов и способствуют проведению импульса.
  • Препараты на основе экстрактов нервных тканей животных (Кортексин, Церебролизин). Лекарственные средства из этой группы содержат активные аминокислоты, которые используются для синтеза новых клеток, репарации поврежденных участков нервной ткани. Кроме того, Кортексин применяется для улучшения когнитивных способностей после различных психологических и черепно-мозговых травм.

Лечение замедленного развития речевых навыков у ребенка сопровождается наблюдением лечащего врача. Курсы медикаментозной терапии проводятся параллельно с визитами к психологу и логопеду.

Особенности применения некоторых препаратов

Пикамилон назначается детям старше 3-х лет в форме таблеток. Одна таблетка содержит 20 мг активного вещества. Согласно инструкции по применению, детям от 3-х до 10 лет рекомендуется принимать по 1 таблетке 3 раза в сутки, старшим по 2 таблетки 3 раза в сутки. Лечение длится 3 месяца.

Цераксон выпускается в форме таблеток, саше с порошком и сиропа для перорального применения. Препарат назначается детям старше 3-х лет.

Рекомендовано применять по 1 саше или таблетке в сутки, разделив на 2 приема, или по чайной ложке сиропа в день. Длительность лечения месяц, после чего – контрольный визит к неврологу.

Клинические исследования по применению Цераксона у детей советуют назначать препарат только детям старшего возраста и при наличии серьезных проблем с развитием.

Энцефабол для лечения задержки речевого развития выпускается в форме суспензии для перорального приема. Рекомендованная доза ребенку по чайной ложке 3 раза в сутки в течение 6-8 недель. После этого периода оценивается эффективность препарата и решается, каким лекарством лечить ЗРР в дальнейшем.

Важно! Способ применения, дозу препарата и длительность лечения подбирает лечащий врач с учетом индивидуальных особенностей ребенка и степени тяжести задержки

Нежелательные последствия использования лекарств

Повышенная сонливость – побочный эффект некоторых ноотропов (фото: www.hushabyebaby.com.au)

Применение медикаментозных препаратов с целью лечения нарушений когнитивной сферы сопровождается риском развития побочных эффектов. В зависимости от действующего вещества, группы, дозы и длительности приёма средства, возможно развитие таких последствий:

  • У стимулирующих средств: повышенная возбудимость, нарушение сна, бессонница, усиленный аппетит, сыпь, которая сопровождается зудом.
  • Тормозящие препараты (Аминалон): сонливость, замедленная реакция, шум в ушах, головная боль. Все побочные эффекты характеризуются кратковременностью.

Кроме того, после применения препарата любой группы возможно развитие аллергических реакций в форме ринита, сыпи, отека.

Совет врача. При появлении симптомов аллергии необходимо немедленно прекратить прием препарата и обратиться к врачу

Источник: https://SimptomyInfo.ru/stati/rasstrojstva-rechi/231-medikamentoznye-preparaty-pri-zaderzhke-rechevogo-razvitiya-u-detej.html

Кортексин детям при задержке речи: показания, инструкция

При задержке речи у детей препараты

Кортексин – препарат из группы ноотропов, состоящий из полипептидных фракций, которые могут свободно проходить через гематоэнцефалический барьер и действовать на нейроциты.

Воздействия лекарства:

  • ноотропное – улучшает когнитивные функции головного мозга (память, речь, мышление, внимание, интеллект), повышает стрессоустойчивость;
  • антиоксидантное – повышает устойчивость нейронов к кислородному голоданию;
  • нейропротекторное – оказывает защитное действие на нейроны, предупреждает и/или уменьшает токсическое влияние эндогенных и экзогенных факторов;
  • тканеспецифическое – улучшает обмен веществ в центральной и периферической нервной системе, активирует функции головного мозга, репаративные процессы.

Помогают ли уколы Кортексина при ЗРР?

Эффективность применения медикамента при задержке речевого развития у детей зависит от причин, ее повлекших. ЗРР может быть вызвана:

  • генетической предрасположенностью, при которой происходит более медленное созревание нейронов, ответственных за речевые функции;
  • нарушением слуха – речь развивается на основе понимания услышанного;
  • невостребованностью речи – если с малышом мало разговаривают, предупреждают все его потребности;
  • психотравмами – если ребенок начинал произносить отдельные слова, строить фразы, но после стрессовых воздействий (разлука с матерью, смерть близкого, насилие, эмоциональная холодность родных, помещение в садик, интернат) потерял утраченные навыки;
  • нейроинфекциями и травмами головного мозга, произошедшими внутриутробно, во время родов или на первом году жизни.

Кортексин может помочь только в последнем случае, когда вследствие нейроинфекций и травм формируется энцефалопатия – нарушение созревания нейронов мозга, сопровождающееся гипоксией, нарушением мозгового кровообращения. В результате происходит задержка психического развития, в том числе и речи.

Важно! Не надо торопиться назначать лекарственные препараты малышам до трех лет. Диагноз ЗРР ставится только в 3-4 года, когда речь должна быть полностью сформирована.

Читайте о применении Кортексина детям до года.

Проблему выявляют при совместном обследовании педиатра, невропатолога, логопеда, психолога. При исключении психологических и сурдологических (нарушения слуха) причин, диагностировании энцефалопатии у ребенка старше 3 лет прописывают ноотропы, в том числе и Кортексин.

Механизм действия Кортексина при ЗРР

В патогенезе ЗРР играет роль уменьшение зоны Брока (двигательный центр речи) в левом полушарии, неравномерность речевых зон в правой половине мозга, анатомические изменения подкорковых образований, участвующих в процессе речи. Дисфункция вызвана нарушением питания нейроцитов, гипоксией.

Кортексин способствует восстановлению метаболизма в клетках мозга и межклеточных пространствах, нормализации баланса нейромедиаторов, передающих сигналы в мозг и обратно (серотонин, дофамин). В итоге снижается биоэлектрическая активность мозга, токсическое воздействие на мозг свободных радикалов.

Что лучше при ЗРР: Когитум или Кортексин?

Когитум не относится к группе ноотропов. Механизм действия обусловлен стимулирующим действием на ЦНС посредством ацетиламиноянтарной кислоты и солей калия. Препарат нормализует передачу нервных импульсов в головном мозге, повышает физическую выносливость, иммунитет. Показан при астенических состояниях, как общеукрепляющее средство.

Если сравнивать два препарата, предпочтение отдается Кортексину:

  • можно назначать детям с первых месяцев жизни (Когитум – только с 7 лет);
  • практически нет побочных симптомов (после приема Когитума – аллергические высыпания);
  • эффективность гораздо выше благодаря широкому спектру воздействия на мозг;
  • результат лечения наступает быстрее.

Подробно о том, что лучше – Кортексин или Церебролизин.

Кортексин: инструкция по применению для детей

Медикамент выпускается только в ампулах. Сухой порошок в ампуле разводят водой для инъекций или физраствором непосредственно перед употреблением.

Новокаин употреблять не рекомендуется из-за возможного снижения лечебного эффекта и возникновения аллергических реакций. Растворитель вводится в объеме 1-2 мл, ампула слегка встряхивается, пока раствор не станет однородным и прозрачным.

Затем берут необходимое количество в соответствии с возрастом ребенка. Дозировки зависят от массы тела:

  • Ниже 20 кг. Вес малыша умножается на 0,5. Например, десятимесячному крохе с весом 8 кг вводится 4 мг (8х0,5) препарата. Флаконы с 5 мг разводят 2 мл, берут 1,6 мл готового раствора, остальное выбрасывают.
  • Выше 20 кг. Детям назначается по 10 мг в день. Флакон с 10 мг разводят 1 мл растворителя и вводят все содержимое.

Препарат вводится внутримышечно, желательно, утром. Курс лечения – 10 дней (1 раз в сутки). Если укол по каким-то причинам был пропущен, курс продлевается.  Интервал между курсами – 3-6 мес.

Побочные действия Кортексина у детей

Побочных эффектов, в большинстве случаев, не возникает. Может быть индивидуальная непереносимость препарата, редко – симптомы аллергии (покраснение, сыпь, жжение, зуд кожи). Есть данные, что препарат может провоцировать судорожные припадки (если они имелись ранее). На некоторых детей Кортексин действует растормаживающе – повышает их психофизическую активность.

При появлении подобных симптомов следует немедленно обратиться к врачу.

Кортексин детям при ЗРР: отзывы родителей

Положительные отзывы родителей преобладают над отрицательными. Отмечается, что после одного курса (даже после первых инъекций) ранее молчавший ребенок начинает складывать слоги, количество которых увеличивается день ото дня. Ребенок легче разговаривает, не делает пауз между словами, словарный запас расширяется.

По словам мам, улучшается запоминание новых слов, усвоение информации. Большой эффект Кортексин оказывает на процессы мышления, внимания, интеллекта, памяти, что также способствует ускорению речевого развития. Дети становятся эмоционально устойчивее, лучше спят, уравновешены.

Из минусов лекарства родители отмечают немалые материальные затраты на один курс лечения, отсутствие эффекта, болезненность уколов у некоторых, учащение судорог и расторможенность в единичных случаях.

Алина Вейц, врач-психоневролог, кандидат психологических наук, специально для Mirmam.pro

 

Источник: https://mirmam.pro/korteksin-pri-zaderzhke-rechi

Гомеопатия при задержке речевого развития у детей

При задержке речи у детей препараты

Речь – один из основных навыков, которому должен обучиться ребенок к 3 годам. Причем в этом возрасте он уже должен уметь говорить предложениями и ясно выражать свои просьбы.

Но бывают случаи, когда по каким-то причинам ребенок говорит лишь отдельными словами или вовсе молчит. В этом случае невропатологи ставят довольно страшный для родителей диагноз – задержка речевого развития.

Что такое задержка речевого развития

Задержка речевого развития (ЗРР) – это патологическое состояние, при котором ребенок полноценно не владеет речевыми навыками, достигнув трехлетнего возраста.

Такое отставание от своих сверстников является серьезной проблемой, так как в дальнейшем без должной терапии оно может привести к умственной отсталости и сложной адаптации в обществе.

По данным статистики, такое заболевание формируется примерно у 6% детей, причем мальчики страдают от этого недуга гораздо чаще, чем девочки. С чем это связано наука до сих пор не может определить. Источник: flickr (Naked Heart).

Иногда задержка в развитии речи не является патологией – это всего лишь особенность детского организма. Необходимо понимать, что все дети развиваются по-разному – кто-то в 1.5 года уже владеет связной речью, а кто-то в 2 года начинает произносить первые слова.

И тут необходимо четко различать отклонения от нормы: если у ребенка присутствуют другие признаки в отставании от сверстников, необходимо срочно принимать меры.

Признаки задержки речевого развития

Несмотря на то что все дети разные и процесс взросления и обучения у всех происходит в свои сроки, существует несколько признаков неблагополучного развития речи.

Диагноз ЗРР ставят, если к 3 годам ребенок:

  • отстает от своих сверстников в физическом и речевом развитии;
  • не стремиться повторять слова за взрослыми и игнорирует их просьбы повторить что-либо;
  • не может составить фразу и предложение;
  • не комментирует свои действия;
  • ребенок малоактивный;
  • все просьбы заменяет жестами и не расстраивается, когда его не понимают.

Обратите внимание! Специалисты допускают отклонение от общепринятых норм речевого развития на 3 месяца у девочек и на 5 месяцев у мальчиков.

Почему появляются задержки в речевом развитии

Причин, вызывающих такое отставание может быть множество. Все их принято классифицировать на 3 группы:

  • физиологические – психические заболевания и болезни нервной системы, врожденные пороки развития губ, языка, неба, слабость лицевых мышц, проблемы со слухом;
  • психологические – испуг, плохая психологическая обстановка в семье, постоянные ссоры и скандалы родителей;
  • социальные – отсутствие должного родительского внимания или наоборот.

Неблагоприятная атмосфера в семье; насильственные действия научить чему-либо; повышенное опекание ребенка; постоянный доступ к компьютеру и телевизору – все это также может стать причиной задержки речевого развития у ребенка. Источник: flickr (Nadya Dzhambazova).

Также к факторам, влияющим на отставании в речевом развитии, можем отнести: тяжелые роды, кислородное голодание плода и различные интоксикации организма как будущей матери, так и самого ребенка.

Гомеопатия при отставании в речевом развитии

Гомеопатическое лечение может отлично справиться с любыми формами задержки речевого развития у детей. Оно способно избавить не только от самого недуга, но и воздействовать на причины, вызвавшие его. Так, гомеопатические препараты способны устранить отставания, вызванные неблагоприятным течением беременности, родовыми травмами, врожденными или приобретенными заболеваниями.

Гомеопатическое лечение могут назначать в комплексе с другими методами для устранения задержек развития речи, вызванных социальными факторами.

Гомеопатические препараты восстанавливают нормальную мозговую деятельность ребенка без агрессивного влияния на нервную систему, они не имеют побочных действий и полностью подходят для детского организма.

Эффективность гомеопатии в лечении нарушений речевого развития ребенка можно объяснить легкой отзывчивостью детского организма на такое лечение.

Ребенок хорошо воспринимает гомеопатические препараты, так как в таком возрасте мозговые структуры еще достаточно пластичны и быстро развиваются, а гомеопатия очень хорошо и безболезненно влияет на них, позволяя навсегда забыть о проблемах с развитием.

Но тут необходимо не упустить момент, и начать лечение как можно раньше.

Гомеопатические препараты для лечения задержки речевого развития

  1. Baryta carbonica (Барита карбоника) – назначается при инфантильном поведении ребенка, у которого наблюдаются нарушение памяти и сильная неуверенность в себе.
  2. Anacardium (Анакардиум) – показан детям у которых наблюдаются признаки слабоумия, рассеянность и обидчивость.
  3. Ambra grisea (Амбра гризеа) – прописывают нервным детям, которые постоянно капризничают и истерят.

  4. Phosphorus (Фосфорус) – назначают тревожным детям, которые отстают в развитии от своих сверстников.
  5. Opium (Опиум) – показан при задержке речи, вызванной серьезными нервными расстройствами, аутизмом и нарушениями после сильного испуга.
  6. Sulphur (Сульфур) – необходим при задержках в развитии, вызванных интоксикациями организма и умственной отсталостью.

  7. Lycopodium (Ликоподиум) – прописывают пациентам с нарушениями сна и беспокойным состоянием и боязни темноты.
  8. Calcarea phosphorica (Калькарея фосфорика) – рекомендована детям, отстающим в развитии, капризным. У пациентов наблюдаются проблемы с памятью.

  9. Calcium iodatum (Кальциум йодатум) – назначается плаксивым и не общительным детям, которые бояться определенных звуков или предметов.

Необходимо понимать, что одним приемом гомеопатических средств проблему в отставании речевого развития не решить.

Для более стойких и быстрых результатов с ребенком необходимо заниматься, посещать развивающие занятия и придерживаться логопедических методик. Только, используя комплексный подход, можно избавиться от нарушений в развитии речи и помочь адаптироваться ребенку в обществе.

Источник: https://www.gomeo-patiya.ru/statji/128/gomeopatiya-dlya-razvitiya-rechi-u-detei.html

Задержка речевого развития у детей 2-4 лет: что делать, лечение

При задержке речи у детей препараты

Развиваясь, ребенок начинает издавать разные звуки. По мере роста они становятся похожими на слоги и со временем переходят в слова. Длительность в речевом развитии детей различна. Кто-то начинает «агукать» уже в шесть месяцев, а кто-то до 2 лет не издает, кроме плача, ни звука.

Если у ребенка наблюдается отставание от речевых норм – это повод начать беспокоиться, так как есть вероятность возникновения такого заболевания, как задержка речевого развития. Сущность этого заболевания и признаки его проявления должны знать все мамы и папы.

Чем раньше оно будет выявлено, тем эффективнее пройдет лечение.

Отставание в развитии речи определяется у детей к трем годам. Оно характеризуется отсутствием речевых звуков к одному году, фрагментной речи к двум годам и связной речи к трем годам. Задержка выявляется в среднем у 3 — 10% детей.

Это заболевание может негативно повлиять на развитие психики, памяти, воображения, мышления, внимания и формирование межличностных отношений малыша.

Поэтому родители, у чьих чад оно выявлено, должны обратиться за консультацией к педиатру.

Причины возникновения заболевания

Данное заболевание обычно само по себе не появляется. Задержке способствуют, с одной стороны, причины биологического характера:

  • осложненная беременность;
  • патологии плода;
  • внутриутробные инфекции;
  • травмы при родах;
  • недоношенность либо переношенность;
  • высокое внутричерепное давление у новорожденного;
  • наследственность;
  • физические увечья;
  • задержка развития головного мозга;
  • патологии слухового аппарата;
  • плохое развитие мышц лица;
  • медленное развитие нервной системы.

С другой стороны, с задержкой речи могут быть связаны длительные психические расстройства, вызванные отсутствием возможности удовлетворения необходимых потребностей – сна, пищи, общения с матерью и отцом.

Негативное воздействие оказывает и гиперопека: среда, в которой речевое общение ребенка не востребовано, так как родители предупреждают все его желания, не развивая в нем личную активность. Очень вредно малышу находиться в слишком информированной среде, в которой он постоянно сталкивается с большим объемом информации, не соответствующей его возрасту.

В результате малыш перестает прислушиваться к звукам и осмысливать их значение, пытается произносить фразы и выполнять артикуляционные упражнения, которые не имеют отношения к развитию речи.

Характерные симптомы

Помочь ребенку смогут также и специальные игры.

Наличие задержки в речевом развитии могут определить и родители, так как именно они постоянно находятся с детьми и следят за тем, какие звуки они произносят. Для этого необходимо ознакомиться с основными возрастными нормами:

  • 2 — 4 месяца. Ребенок начинает издавать отдельные звуки, гласные звуки с задержкой («у-у-у», «о-о-о», «а-а-а», «э-э-э») и потом гулить (плавный переход одного звука в другой, например, «а-а-э-э-о-о», «а-а-у-у-э-э»). При этом ребенок реагирует на обращение взрослых – улыбается, плачет, агукает;
  • 5 — 8 месяцев. В этот период у ребенка наблюдается звучное гуление, к гласным звукам начинают добавляться согласные и появляться определенные слоги. Ребенок совершенствует произвольный лепет, совмещает гласные и согласные, а также ведет со взрослыми своеобразный диалог, при этом прислушиваясь время от времени к их произношению. Не исключено, что в этот период ребенок может целенаправленно произносить слоги, например, попросить что-либо;
  • 9 — 12 месяцев. Ближе к году ребенок пытается делать сочетания звуков, например, «ма-ма-ма», «ня-ня-ня», «па-па-па»;
  • 1 — 1,5 года. На данном этапе наблюдается реакция на собственное имя и имена близких, а также слова, обозначающие окружающие предметы;
  • 1,5 — 2 года. Ребенок уже может выговаривать простые словосочетания и предложения, просьбы («хочу пить», «дай игрушку»);
  • 2 — 3 года. В этом возрасте можно услышать небольшие предложения, четко и без дефектов произнесенные слова.

Зная такие нормы, можно самостоятельно определить, отстает малыш в развитии речи либо нет. Если имеются определенные отклонения до 3 лет, нужно обратиться к педиатру. Он точно определит, стоит ли беспокоиться о речевой задержке и даст необходимые рекомендации.

Кстати, симптомы гиперактивности у ребенка: ненормально повышенная физическая активность, рассеянность, неусидчивость, импульсивность и плохая память, более подробнее — читайте в соответствующей статье.

Домашние средства от испуга ребенка, которые доказали свою эффективность- травы, настойки и сборы. Ну и конечно психологическая работа с ребенком.

Как диагностировать задержку?

Для диагностирования задержки развития речи могут потребоваться консультации с неврологом, отоларингологом, психиатром, логопедом, психологом и дефектологом. При обнаружении возможных признаков заболевания необходимо сперва обратиться к педиатру. Врач проанализирует соматический статус, определит возможные отклонения в речевом развитии и направит к необходимому специалисту.

Невролог определяет микроорганические поражения мозга. При этом проводятся ЭХО-ЭГ, ЭЭН, сканирование артерий мозга. Отоларинголог назначает обследования для определения наличия отита, тугоухости и аденоидов.

Логопед делает анализ анамнестических сведений, формирования моторики ребенка, речевого и слухового аппарата, особенностей коммуникативной деятельности. У детей до 12 месяцев определяется ая и доречевая активность. После 1 года специалист выясняет время появления слов, объем словаря, активность речи, а также фрагментную и связную речь.

Полный анализ снижения активности становления речи состоит из следующих обследований:

  • определение моторики лицевых мышц для выявления неспособности совершать движения языком;
  • оценка слуха ребенка и определение возможных проблем. Обследование проводит сурдолог;
  • тестирование. Проводятся тесты по шкале Гриффитс, шкале Бейли, по шкале раннего речевого развития и денверский тест;
  • беседа с родителями по методике Комаровского о задержке с целью определения, какие методы они используют для общения с ребенком;
  • определение уровня осознания и воспроизведения звуков;
  • определение стимуляции формирования речи. Проводится анализ информации о домашнем воспитании и окружении;
  • может потребоваться обследование деятельности головного мозга. Для этого проводятся ЭКГ, МРТ и ЭХО-ЭГ.

Лечение заболевания

Если задержка речевого развития выявляется у малыша своевременно, заболевание быстро и легко вылечивается. Многие мамы и папы полагают, что если дефектолог проведет курс по нормализации произношения звуков, этого будет достаточно. Это совершенно неправильно. Исправление формирования речи предполагает комплексное лечение:

  • медикаментозная терапия. Ребенку могут быть назначены медицинские препараты («Ноотропил», «Нейромультивин», «Лекцитин», «Когитум», «Кортексин», «Актовегин») для стимуляции кровообращения мозга и улучшения его интегративной функции. Лекарственные средства назначаются исключительно врачом. Самолечение задержки исключается;
  • лечебная терапия. Участки мозга, отвечающие за активность произношения, умственные возможности, словарный запас и дикцию, подвергают воздействию тока небольшой силы. Такая процедура позволяет активизировать их деятельность, стимулировать речевое развитие и познавательные процессы;
  • альтернативная терапия. В отдельных случаях доктор может назначить дельфинотерапию и иппотерапию;
  • коррекция дефектолога. При использовании наглядных, практических и технических средств реабилитации, постоянных игровых упражнений исправляются негативные тенденции речевого созревания, предупреждаются второстепенные отклонения;
  • логопедический массаж. Проводится массаж определенных участков языка, щек, губ, а также рук и ушей. В исключительных случаях назначается массаж Приходько, Краузе, Новиковой;
  • домашние занятия. Кроме лечебных мероприятий, рекомендуется и дома заниматься с ребенком, например, различными упражнениями для укрепления языка, мышц лица, слухового аппарата. Это могут быть различные звуковые подражания, песни, сказки, упражнения для мышц лица и моторики рук и другие. Занятия с ребенком должны носить регулярный характер.

Какие могут быть последствия?

Несвоевременное лечение либо его отсутствие могут привести к следующим последствиям:

  • большому отставанию интеллектуального и психического развития от сверстников;
  • трудностям с посещением образовательных учреждений. Обычно детям с неразвитой речью показана вспомогательная школа.

В заключение

Если вы заметили, что ваш ребенок плохо разговаривает, в то время, как его сверстники уже могут выговаривать небольшие предложения, стоит обратиться за помощью к специалистам. Очень важно установить причину задержки.

В противном случае провоцирующий фактор не будет устранен, и лечение ребенка не даст положительных результатов.

При обнаружении признаков задержки становления речи необходимо пройти комплексное обследование, чтобы определить точный диагноз.

Заболевание легче предупредить, чем заниматься его лечением и использовать дорогостоящие медицинские препараты. Поэтому родителям необходимо чаще общаться со своим чадом. Ребенок, растущий в атмосфере любящего родительского внимания, редко испытывает сложности с развитием речи.

Как лечить задержку речевого развития у ребенка Ссылка на основную публикацию

Источник: https://LechimKrohu.ru/psihicheskie/zaderzhka-rechevogo-razvitiya-u-detej.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.