Развитие мелкой моторики у детей

Содержание

37 игр для развития мелкой моторики рук у детей

Развитие мелкой моторики у детей

Предлагаем вашему вниманию детские игры, направленные на развитие мелкой моторики рук у детей раннего и дошкольного возраста с использованием предметов и материалов, которые находятся в «шаговой» доступности. Это позволит не только сэкономить семейный бюджет, но и больше времени проводить с ребенком.

(В тексте приведены ссылки для справки).

Игры для детей 0+

♥ Массаж кисти и пальчиков. Для большего эффекта проводите массаж с потешками, например, «Сорока-ворона»;

♥ Давайте ребёнку ощупывать предметы с разной текстурой, различного размера и температуры: кусочки льда, грецкий орех, колючий резиновый мячик, тёплую металлическую миску, меховую шапку и т д). Для стимуляции тактильных ощущений делайте сенсорные коробки.

Самодельные фоторамки с различными по фактуре материалами — отличный инструмент для массажа детских ладошек.

♥ Привяжите к обручу разные кусочки ткани, ленты, помпоны и т. п. Игра вызывает хватательный рефлекс и побуждает малыша к активным действиям в положении лежа на животе. Эти движения укрепляют мышцы кистей и пальцев и способствуют развитию мелкой моторики.

♥ Создайте своими руками развивающую доску бизиборд с различными текстурами и предметами, которые малыш будет трогать, сжимать, тем самым совершенствовать мелкую моторику рук. Важно, чтобы все объекты доски были безопасными для ребенка и игра проходила под вашим присмотром!

♥ Предложите поиграть с бумагой различной текстуры (салфетки, вощёная пекарская бумага, гофрокартон, газета и т д). Покажите как мять и рвать. Продемонстрируйте, что большой лист бумаги может стать небольшим комочком, который можно катать и бросать. Заверните в фольгу или бумагу маленькие игрушки и предложите ребенку развернуть сюрпризы.

♥ Сделайте отверстие в картонной коробке и покажите ребёнку как проталкивать небольшие предметы (мячики, салфетки, ленты , грецкие орехи, крышки — что угодно), можно прорезать несколько отверстий разного диаметра, сделать нечто вроде самодельного сортера. Например, сортер из контейнера для салфеток.

♥ Разложите на полу/столе мелкие предметы (кусочки бумаги, фасолинки, орехи, нитки, маленькие лоскутки) и предложите собрать это в заранее приготовленную посуду. Даже если малыш будет просто так пытаться поднять эти предметы — уже полезно.

♥ Приклейте к столу/доске маленькие игрушки при помощи пластыря или малярного скотча и попросите малыша освободить пленников из заточения.

‼Пожалуйста, не забывайте, все подобные игры — строго под наблюдением мамы!

Игры для детей 2+

♥ Предложите ребёнку кусочек солёного теста (рецепт тут) или мягкого пластилина типа Play doh (в Озоне, в Май-Шопе) и пригоршню бусин, фасоли и гороха, мелких макарон или игрушек и предложите испечь для кукол кексы.

♥ Смешайте в большой миске различные виды круп, также можно использовать разные орехи, фасоль, те же бусины, небольшие игрушки, стеклянные шарики Марблс и предложите рассортировать их по разным мисочкам.

♥ Книжки с окошками и с клапанами. Дети любят яркие книжки, а ещё больше любят с ними играть. Выберите такие книжки, которые позволят маленьким пальчикам поработать. Например, серия «Книжки с кошками» — это красочные книжки с яркими иллюстрациями и простыми понятными текстами об окружающем мире. А под клапанами на страницах книги прячутся животные и познавательные элементы.

♥ Сделайте простую аппликацию из крупы «Мышка» (шаблон для печати тут).

♥ Предложите нанизывать крупные макароны на соломинки/шпажки.

РЕКОМЕНДУЕМ

♥ Научите ребёнка делать шарики и колбаски из пластилина, а затем расплющивать их пальцем, покажите, что на пластилине можно рисовать зубочисткой или специальными инструментами.

♥ Поиграйте в пальчиковые игры или пальчиковый театр, например, по сказке Красная Шапочка (шаблон для пчати тут).

РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ:

♥ Покрасьте рис (рецепт тут), если вы ни разу этого не делали — подарите себе полчаса тишины и покоя, пока ребёнок с удовольствием будет перебирать радужную массу.

♥ Порисуйте пальчиковыми красками или попробуйте необычное рисование на зип-пакете.

РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ

♥ В таз с водой поместите мелкие игрушки или любые мелкие предметы, предложите вылавливать их руками, ложкой или ситечком.

Игры для детей 4+

♥ При помощи нитки и иголки сделайте бусы из рябины, мелких макарон, шариков фольги или настоящих бусин. Макароны можно предварительно окрасить.

♥ Для развития мелкой моторики потренируйтесь сматывать пряжу в клубок или наматывать нитки на катушку.

♥ Сделайте шнуровку своими руками (шаблоны тут): вырежьте из картона контуры любого предмета (машинки, тучки, яблока), сделайте по контуру отверстия при помощи дырокола, привяжите к ушной палочке яркую толстую нитку и покажите, что нужно делать. Удивительно, но такие самодельные шнуровки интересуют детей в разы больше магазинных аналогов.

РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ

♥ Продумайте меню таким образом, чтобы максимально привлечь ребёнка к приготовлению пищи: пусть он взбивает венчиком, почистит сваренные яйца, порежет банан и т д.

♥ Потренируйтесь завязывать бантики, узлы разных видов, плести косички и зашнуровывать обувь.

Способствуют развитию мелкой моторики:

♥ Игры с прищепками (в Озоне, в Май-Шопе, в Лабиринте).

♥ Игры со всевозможными пинцетами. Например, нужно разложить бусинки на подставке для мыла при помощи пинцета.♥ Игры с пипеткой. Предлагаем игру с блоками конструктора Лего.  Задача для детей состоит в том, чтобы заполнить каждую лунку водой настолько, насколько возможно и не пролить ни капли.

♥ Наклеивание мелких наклеек.

♥ Работа с ножницами. Поиграйте в парикмахерскую.

♥ Лепка. Идеи для занятий смотрите тут.

♥ Игры с резиночками (для плетения браслетов). Как сделать развивающую игру «Математический планшет» смотрите тут.

♥ Оригами.

РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ

♥ Пазлы. Вы сами можете сделать простой пазл из блоков конструктора и фотографий.

♥ Мозаика. Особенно, детям понравится делать поделки из термомозаики.

♥ Закручивание крышек. Например, нужно подобрать крышечки к баночкам.

♥ Эспандер (в Озоне, в Май-Шопе).

♥ Лего и прочие конструкторы с мелкими деталями.

♥ Всевозможное переливание жидкостей и пересыпание сыпучих материалов из одной ёмкости в другую.

♥ Творческая деятельность с использованием фигурного дырокола (в Озоне, в Май-Шопе).

Обучающая игра «Развиваем основные навыки» (в Озоне, в Май-Шопе)

Доска «Развиваем основные навыки» — это одновременно и пазл и рамка с застежками. Поможет вашему крохе научиться застегивать пуговки, ремни, молнии, зашнуровывать обувь. Кроме того, в процессе игры, развивается моторика ручек и логическое мышление.

Книжка-тренажер «Одеваюсь сама» (в Лабиринте, в Май-Шопе, в Озоне)

Книжка-тренажер «Одеваюсь сама» поможет ребенку развить мелкую моторику, речевые навыки и самостоятельность. Ваш малыш научится: завязывать шнурки, застегивать молнии, пуговицы, липучки и пряжки.

Комплект из 6 тренажеров (на Алиэкспресс)

С помощью тренажеров ребенок научится шнуровать, расстегивать-застегивать пуговицы, клепки, молнию, пряжки, потренируется завязывать бантики.

Книги по развитию мелкой моторики

Предлагаем подборку полезных и увлекательных книг для детей, которые помогут развить навыки, необходимые для овладения письмом. (Кликайте на изображение, чтобы узнать подробности).

Рабочие тетради по развитию мелкой моторики

Издательство «Я могу»: Издательство «Проф-Пресс»: Издательство «Клевер Медиа Групп»:

Прописи для малышей

Больше идей для игр на развитие мелкой моторики можно увидеть в Pinterest!

Не забывайте, что помимо упражнений для развития мышц кисти, важно регулярно тренировать мышцы предплечий и плеч, ведь то же письмо — монотонный процесс, в котором задействована вся рука, а не только пальцы, и тренированному ребёнку длительное письмо в школе будет даваться легче. Поэтому не забывайте об активных прогулках, играх с мячом, банальной зарядке, занятиях в бассейне.

Понравились идеи — поделитесь друзьями в соцсетях, нажав на кнопку ниже!

Источник: https://www.iqchild.ru/igry-dlya-razvitiya-melkoj-motoriki-ruk-u-detej/

Мелкая моторика: ее значение и развитие

Развитие мелкой моторики у детей

В данной статье мы рассмотрим предмет того, чем является мелкая моторика, способы её развития и то, какое значение она играет в развитии речи ребенка.

Что такое мелкая моторика, ее значение

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

К области мелкой моторики относится много разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.Значение мелкой моторики очень велико! Она напрямую связана с полноценным развитием речи. Почему? Наш мозг устроен так, что за определенные операции отвечают отдельные центры.

Центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом и тесно взаимодействуют друг с другом. Развивая мелкую моторику руки, мы активизируем эти отделы мозга и соседние. А соседние, как раз, и отвечают за развитие речи. Таким образом, развитие речи и развитие мелкой моторики руки взаимозависимы.

Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков.Мелкая моторика рук отвечает не только за речь, но и взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация в пространстве, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики (у него подвижные и ловкие пальчики), говорить научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Он умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь.

Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом, например, обвести какую – либо фигуру. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе.

Поэтому правильное и методическое развитие движений пальцев и кисти рук, стимулирует речевое развитие ребенка в общем и благоприятно влияет на исправление речевых дефектов в частности. И эту работу нужно начинать с раннего возраста. И, наоборот, у детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий: одеваться, держать ложку, карандаш, рисовать и писать, завязывать шнурки, застегивать пуговицы (и в этом случае мы говорим о готовности ребенка к школе).

Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики.Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в овладении речи.

Ниже представлены возможности мелкой моторики ребенка на определенном возрастном этапе.

  • 2-3 месяца: ребенок изучает мир своими ручками, он разглядывает их, тянется за предметами и игрушками, хватает себя и вас за пальчики. И это не просто игра и общение, это первые шаги в развитии моторики;
  • 3-6 месяцев: направляет руки ко рту, следит за движением рук, под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его;
  • 8-12 месяцев: перекладывает предмет из одной руки в другую, может положить ложку в чашку, кубики в коробку, ребенок берет мелкий предмет двумя пальцами (кончиком большого и указательного пальцев) – точный пинцетный захват;
  • 8-13 месяцев: ребенок разъединяет предмет под контролем зрения;
  • 10-12 месяцев: ребенок одной рукой держит игрушку, а другой играет с ней;
  • 10-13 месяцев: ребенок повторяет за взрослым действия с предметами (толкает игрушечную машинку);
  • 11-14 месяцев: ребенок пытается рисовать «каракули»;
  • 12-18 месяцев: ребенок переворачивает все сразу страницы книги, хорошо держит карандаш, умеет держать чашку, ложку, разворачивать завернутый в бумагу предмет;
  • 13-18 месяцев: ребенок ставит кубик на кубик;
  • 14-16 месяцев: ребенок умеет соединять предметы, откручивать маленькие винтовые крышки под контролем зрения;
  • 15-18 месяцев: ребенок собирает пирамиды без учета колец;
  • 17-20 месяцев: ребенок ставит 3 кубика друг на друга, переворачивает страницы книги по одной, держит два предмета в одной руке;
  • 17-24 месяцев: ребенок схватывает движущийся предмет;
  • 18-24 месяцев: ребенок опускает мелкий предмет в маленькое отверстие, разрывает бумагу;
  • 20-24 месяцев: ребенок пытается остановить катящийся мяч, нанизывает на шнур большие бусины;
  • 21-24 месяцев: ребенок переливает жидкость из одной ёмкости в другую;
  • 22-24 месяцев: ребенок ставит 4-6 кубиков друг на друга;
  • 2–3 года: открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной, открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем, может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы, рисует по образцу крест;
  • 3-4 года: держит карандаш, копирует формы несколькими чертами, обводит контур, собирает и строит постройки из 9 кубиков;
  • 4-5 лет: рисует карандашами, раскрашивает простые формы, строит постройки более чем из 9 кубиков, складывает бумагу более чем один раз, определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина, шнурует ботинки, копирует заглавные печатные буквы, рисует простой «дом» (квадрат и диагонали), рисует человека (изображая от 2 до 3 частей его тела), копирует квадрат, звезду, дополняет три части в незавершенную картину;
  • 5-6 лет: аккуратно вырезает картинки, пишет буквы и числа, дополняет недостающие детали к картинке, бьет молотком по гвоздю, воспроизводит геометрические фигуры по образцу (и без образца).

Способы развития мелкой моторики

В качестве вариантов работы могут быть:

  1. Пальчиковая гимнастика (статические и динамические движения), пальчиковый и теневой театр.

Известные забавные народные потешки, пальчиковые игры, такие как:

  • «Сорока-белобока…»,
  • «Ладушки-ладушки…»,
  • «Идет коза рогатая…»,
  • «Пальчик-мальчик, где ты был?..»,
  • “Этот пальчик дедушка…” и другие.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

Развивается память, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия.

Эти игры дают возможность детям ориентироваться в понятиях: «вправо», «влево», «вверх», «вниз».

Эти упражнения направлены на улучшение подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Такие игры позволяют детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствуют налаживанию доверительных отношений с взрослыми.

  • игрушки-шнуровки;
  • деревянная пирамидка;
  • кубики;
  • конструкторы;
  • рамки и вкладыши;
  • фигурки на магнитах;
  • пазлы;
  • мозаика;
  • нанизывание бусин и другие.

Перечисленные варианты игрушек развивают мелкую моторику руки (последовательность и точность движений), координируют работу глаз и кистей рук (развивают точность глазомера, чувство симметрии), способствуют развитию пространственного, образного, логического и ассоциативного мышления, развивают память, внимание, воображение и творческие способности ребенка, фантазию, восприятие цвета, формы и размера предмета. Развиваются и тактильные ощущения на базе разного размера, формы и материала игрушек. Подобные игры тренируют способность анализировать информацию и принимать решение с учетом условий, способность действовать по образцу и самостоятельно, тренеруют усидчивость, терпеливость, сосредоточенность на деятельности, аккуратность и способность получать эстетическое удовольствие от конечного результата. Все это оказывает формирующее влияние на умственное и личностное развитие ребенка. Так же данный вид игр благотворно влияет на подготовку к школе (особенно в овладении письмом).

  1. Массаж при помощи массажного мяча или при использовании массажера Су Джок, а так же ежедневный тщательный массаж кистей рук без использования вспомогательных средств (мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья).
  2. Рисование (как красками, при помощи кисти или пальчиками, так и карандашами, мелками).
  3. Лепка (в качестве материала может быть пластилин, глина, тесто).
  4. Аппликации (ребенок либо рвет бумагу, либо вырезает ножницами).
  5. Изготовление поделок из бумаги, картона, ниток, ткани, элементов природы.
  6. Игры с наборами мелких игрушек и предметов с разными поверхностями.
  7. Счетные палочки для выкладывания узоров, проволочки для создания узоров и фигур.
  8. Бытовые манипуляции — застегивание-растегивание пуговиц, завязывание-развязывание узлов, бантов, плетение кос из веревок, сортировка круп, зёрен (гречка, горох, фасоль, бобы), цветные клубки нитей для перематывания;
  9. Для более старшего возраста используются всевозможные упражнения с элементами письма (упражнения выполняются только простым карандашом или шариковой ручкой):
  • штриховка в разных направлениях (вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование «петелькой», «штрихом», «точками»);
  • обводки контуров предметов;
  • рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты);
  • доведение линий до конца;
  • раскрашивание;
  • прописи.
  1. Рисование несложных геометрических фигур, букв, цифр в воздухе и на столе пальцем ведущей руки, затем другой рукой и обеими руками вместе.

При подборе игровых упражнений и игрового материала следует учитывать ряд принципов:

  • учитывать возрастные и индивидуальные возможности ребенка (как простой, так и сложный вид работы лишает ребенка интереса к выполнению);
  • важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат. Личностные отношения взрослого и ребенка должны строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности (ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях);
  • занятие — это игра (овладение новой информацией должно приносить детям радость, быть интересным процессом);
  • хвалить ребенка;
  • игра должна быть доведена до конца (даже если вызывала затруднения);
  • во время занятия ребенка не должны отвлекать посторонние предметы — уберите их из поля зрения. Игрушки, с которыми будете заниматься, не давайте для постоянных игр, иначе малыш потеряет к ним интерес;
  • работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически;
  • учитывать длительность проведения работы (деятельность должна увлекать ребенка, а не утомлять его, лишая сил);
  • упражнения отрабатываются постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых;
  • постепенное усложнение игрового материала, упражнений (от простого к сложному).

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста, но и в более позднем возрасте упражнения будут полезны и эффективны.Уже грудному младенцу (6-7 месяцев) можно поглаживать и растирать ладошки вверх-вниз, массировать пальчики вдоль и поперек, затем спиралевидным способом.

Взрослый может сгибать и разгибать пальчики ребенка, удерживая в своей руке.В 10 месяцев катать между ладошками и пальчиками шарики, мячики и палочки разного размера, рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина, перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки и т.д.

) одной рукой или двумя одновременно.Затем малыша можно начинать учить движениям, имитирующим знакомые ему действия и предметы.С возрастом и навыком работа усложняется и становится более разнообразной.

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Источник: https://energy-family.ru/melkaya-motorika-ee-znachenie-i-razvitie/

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики у детей

«Мелкая моторика» — это выражение известно всем родителям. Однако не всегда взрослые понимают, зачем нужно развитие мелкой моторики рук у детей. Умственное развитие малышей, их память, интеллектуальное развитие, внимательность, мышление, речь — все это зависит от того, насколько ловки пальчики рук крохи.

Родители часто интересуются, что подразумевают под мелкой моторикой, как происходит развитие мелкой моторики пальчиков. Интерес вызывает и то, какие занятия, упражнения для развития моторики можно делать, как без ущерба для развития ребёнка проводить такие занятия.

Понятие, отличительные черты

Моторное развитие ребенка начинает активную фазу с момента появления на свет маленького человечка. Моторика — это двигательная активность, двигательные процессы, а также взаимодействующие с ними явления физиологии, психологии.

Развитие моторики у детей особенно важно в связи с тем, что моторный и речевой центр головного мозга расположены очень близко. При стимулировании, развитии моторных навыков происходит активизация способности к речи, формируются интеллектуальные, логические способности.

Моторика подразделяется на 2 вида:

  • Мелкая — в процессе по манипулированию небольшими предметами задействованы только мелкие мышцы кистей рук, пальчики ручек, ножек.
  • Крупная — это ползание, ходьба, бег, любая двигательная активность всего организма.

На кончиках пальчиков расположено неимоверное количество нервных окончаний. Через поступающие в головной мозг импульсы от этих нервных окончаний кроха получает и обрабатывает огромный объем информации.

Чем больше информации получает головной мозг, тем быстрее, активнее происходит умственное совершенствование малышей.

 Пеленая младенца, поглаживая кожицу крохи, нежно и мягко разгибая пальчики рук, мама уже делает упражнения, которые начинают формировать ловкость, двигательную активность.

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста

Это развитие имеет свои особенности. Прежде всего, кроха не может сообщить словами — больно ему, неприятно, или не нравятся физические упражнения. Мамочка должна сама следить за самочувствием грудничка.

Упражнения, легких массаж пальчиков рук, ножек можно делать до 5 раз в день, когда малыш проснулся, проявляет активность. Для детишек до 3-х лет длительность таких процедур не должна превышать 4-5 минут. Если несмышленыш начинает плакать, кривить губки, дергать ручками — следует прекратить упражнения, вызывающие подобную реакцию.

Только родившийся младенец уже начинает сам заниматься мелкой моторикой: разжимает, сжимает кулачки, рассматривает свои ручки, пытаясь подвести их поближе к лицу. Кроха хватает ручками пустышку, которая выпала, пытается потрогать яркие погремушки. Все эти простые действия уже развивают ловкость пальчиков.

Мамочка может поддержать, направить самопроизвольное развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. Перед глазками грудничка, на небольшом расстоянии, чтобы кроха мог дотянуться, можно повесить игрушки разной формы с разнообразной фактурой, чтобы, дотрагиваясь до таких игрушек, малыш получал дополнительную информацию через ощущения пальчиков.

Проблемы, связанные со слабым развитием мелкой моторики

Совершенствованием двигательной активности, ловкости кистей рук, пальчиков могут заниматься специалисты, родители, сам ребенок.

Массаж, который могут делать профессионалы, в домашних условиях под силу и взрослым родственникам крохи.

В случае самоустранения родителей от дополнительных занятий с детьми у несмышленышей возникает множество проблем в связи с низким развитием мелкой моторики:

  • Малыши позже осваивают речь, у таких крох часто образуются дефекты речи, для корректировки которых потребуются длительные занятия с логопедами.
  • Слабая внимательность, недостаточная способность логически мыслить. Творческие способности практически не развиты.
  • Проблемы с чтением: ребенок долго осваивает чтение по слогам. Трудно запоминает цифры, буквы, не может правильно их повторить на листе тетради.
  • Из-за отставания по усвоению нового материала в школе будут возникать трудности с адаптацией к учебному процессу.
  • Дошколята со слабо развитой мелкой моторикой не способны провести прямую линию, написать несколько раз буквы в прописи.
  • Малыш не умеет или с большим трудом пользуется ножницами. Не сформировано умение правильно держать ручку, фломастер, карандаш.
  • Плохая координация движения, малыш делает много лишних движений, быстро устает. Практически не умеет самостоятельно одеваться, раздеваться.

Если ребенок видит свое отставание от других сверстников, у него может развиться чувство неполноценности, которое выплескивается в агрессивное поведение. Детский коллектив может быть достаточно жесток со сверстниками, которые отстают в развитии, особенно в начальных классах.

Необходимо уделять своим чадам дополнительное внимание в раннем возрасте, чтобы не столкнуться с большими проблемами в процессе школьного обучения. Развитие мелкой моторики у детей должно стоять на одном из первых мест у родителей, заботящихся о благополучии своего подрастающего поколения.

Игры для развития мелкой моторики

Через игры малыши получают большой пласт знаний, умений, которые помогут в дальнейшей жизни. Развивать ловкость пальчиков также легче всего в процессе игры с малышом. Одни из самых популярных и доступных — это пальчиковые игры, не требующие специальной подготовки, а также не нуждающиеся в дорогостоящих пособиях.

  • Уже в первый месяц жизни грудничка нужно регулярно массировать кисти, пальчики рук, ног крохи. Игра «Сорока-белобока кашку варила» очень нравится крохам. Мама массирует в этой игре ладошки, загибает, разгибает пальчики чада. Детки постарше начинают следом за мамой повторять слова потешки.
  • Игра «Ладушки» заставляет несмышленышей распрямлять пальчики, учит хлопать в ладошки. По достижении 6-7 месяцев малышам можно предоставлять для игры мягкие листы бумаги: деткам нравится их сминать, комкать, рвать на кусочки. Для таких действий задействуют все пальчики ребятни. 
  • Строительство устойчивых башенок из 2-3 кубиков, собирание пирамидки — эти игры подходят непоседам до 2 лет. Ребятня постарше уже собирает башенки из большего количества кубиков. С 3 лет можно собирать с ребенком мягкие пазлы из крупных деталей.
  • Непоседам очень нравится играть с мамиными украшениями. Дайте крохе бусы — перебирание бусинок разных размеров хорошо влияет на формирование моторики пальчиков. Игра с бусинками развивает навык брать маленькие предметы двумя пальчиками: указательным и большим.
  • Игры с различного вида шнуровками — сейчас одни из самых востребованных специалистами и родителями. Сделать поделки со шнуровкой можно и своими руками, привлекая в качестве помощника собственное чадо.
  • Можно развивать ловкость пальчиков с помощью игр с крупой. Можно просто смешать несколько видов крупы, кроха с удовольствием будет ее перебирать. Можно спрятать на дно емкости с крупой какой-нибудь некрупный предмет, предложить непоседе найти этот предмет.

Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики, а также развивает интеллектуальные артистические способности крохи. В продаже много куколок, которых можно использовать в пальчиковом театре. Малыш обязательно захочет сам попробовать, продемонстрировать какую-нибудь сценку с куклой, которую надевают на палец.

Развитие мелкой моторики в творчестве

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста включает и формирование, совершенствование творческих способностей. Маленькие непоседы не приемлют скуки и монотонности.

Привлечь их внимание может что-то новое, яркое или необычное явление. Легче всего добиться такого внимания, включая дошколят в процесс созидательного творчества.

Еще совсем крохи рисуют пальчиками, лепят поделки из теста.

Рисование пальчиковыми красками, которые безобидны для детей по химическому составу, можно начинать с раннего возраста.

Для маленьких художников, рисующих пальчиками, лучше всего приготовить место для творчества заранее.

Убрать все тяжелые, бьющиеся предметы, приготовить большой стол или выделить место на полу, которое лучше застелить моющейся клеёнкой. Пальчиками лучше рисовать на большом листе бумаги или ватмане.

Рисование красками для пальчиков развивает у детворы понимание цветов, их сочетания, позволяет проявлять свою фантазию в рисунках. После 2-х лет малышам уже можно покупать раскраски, сначала водяные, позже обычные раскраски. Водяные раскраски позволят крохе научиться держать правильно кисть.

Виды творчества

  • Лепка. Пластилин — достаточно трудный для маленьких пальчиков материал, поэтому деткам до 3 лет лучше предоставлять возможность заниматься лепкой с мягким тестом. После 3 лет чадо может пробовать лепить поделки из пластилина, так как физически малыш уже более крепок и может работать со сложными материалами.
  • Аппликация. Трехлетние детишки уже начинают осваивать ножницы, вырезают квадрат, круг, треугольник. Для развития моторики пальчиков, а также усидчивости можно учить дошкольника делать первые аппликации, пусть пока из 2-3 деталей. Например, сделать аппликацию дома. Вырезать квадрат для домика, треугольник — для крыши.
  • Оригами. Если родители не умеют делать поделки из бумаги, существует много кружков для малышей, где их научат основам конструирования из бумаги. Обучение оригами кроме совершенствования мелкой моторики влияет на усидчивость, внимательность крохи. У ребенка развивается кропотливость, а также чувство аккуратности. Для занятий оригами нужны только бумага и твердая поверхность.
  • Конструирование. В играх непосед, начиная с 3-х лет, появляются пазлы. Сначала они сделаны из мягкого материала, состоят из 4-6 крупных деталей. С взрослением чада размер деталей уменьшается, а количество — увеличивается. Сами пазлы становятся более сложными.

Первые конструкторы должны быть также из крупных деталей, хорошо и легко соединяющихся между собой.

Собирая конструктор, малыш развивает не только ловкость пальчиков, но и свою внимательность, усидчивость, целеустремленность, умение достигать поставленной цели.

Конструкторы относятся к тем играм, которые развивают пространственное мышление ребенка, его внимательность, воображение. Не заставляйте кроху собирать конструктор по инструкции.

Соберите несколько раз с ребенком домик, машину, самолет. Предложите малышу самому придумать и собрать то, что он хочет.

Конструирование предоставляет множество возможностей для творчества, это один из лучших вариантов совершенствования моторики кисти, пальцев и подготовки чада к школе.

Подготовка к школе

Начиная с 4 лет, в детских дошкольных учреждениях проводится подготовка детишек к школьному обучению. В рамках такого обучения совершенствование мелкой моторики занимает особое место. Маленькие непоседы все так же рисуют, лепят, собирают конструкторы. Только теперь, учитывая, что дети подросли, время занятий увеличивается, усложняются задания.

В возрасте 4-5 лет ребятня стремится заниматься творчеством самостоятельно, без помощи взрослых. Можно дать непоседе задание, пускай покажет свои возможности. На рисовании малыши уже рисуют мелкие детали, раскрашивают их. Например, окошко в доме с занавесками, бантик на прическе у девочки, цветной руль на велосипеде.

Аппликации усложняются. Теперь малыш умеет вырезать несколько геометрических фигур, создавать сам из них картинку, приклеивать полоски бумаги самостоятельно. Кроме пальчикового рисования, ребенок уже рисует гуашью, осваивает акварельные краски. Конструкторы становятся более сложными.

Занятия с детьми 6-7 лет

Ребятня усиленно готовится к поступлению в школу. Работа по развитию мелкой моторики тоже усложняется. Стремясь развивать навыки чтения, письма, счета необходимо больше внимания уделять различным занятиям и упражнениям, развивающим ловкость пальцев малышей.

  • В программе занятий у малышей появляются прописи. Упражнение для ребенка — как можно точнее обвести фигурки, буквы, цифры в прописи. От карандаша или ручки должен быть тонкий, чёткий, ярко выраженный след. 
  • Мозаика, пазлы — маленькие детали, большое количество изобразительных элементов. Ребенок должен уметь собирать картинку, следуя инструкции.
  • Конструкторы становятся более сложными — со множеством маленьких деталей. При создании аппликаций уже используются несколько видов материалов. Например, бумага, ткань, засушенный цветок.
  • Слепленные из специального теста фигурки малыши раскрашивают, покрывают лаком, могут украсить ракушками, камушками, бусинками.

Психологи, педагоги советуют заниматься развитием малыша регулярно, целенаправленно. Не стоит ждать, когда кроха сам научится, без помощи взрослых. Или, получив замечания от педиатра, что малыш начинает отставать от сверстников, срочно искать воспитателей, которые займутся вашим ребенком.

Проявлять внимательность, заботу, любовь к подрастающему поколению следует постоянно. Нежелание заниматься развитием мелкой моторики крохи, пока он маленький, приведет к проблемам в освоении школьной программы.

Источник: https://pups.su/vospitanie/razvitie-melkoj-motoriki.html

Развитие мелкой моторики у детей до года

Развитие мелкой моторики у детей

Любой родитель понимает важность развития ребенка. Гимнастика, массажи, специальные игрушки и карточки служат этой цели в физическом и интеллектуальном плане. Не менее значимо для малыша развитие его мелкой моторики. Когда же нужно начинать заниматься с ребенком?

Польза развивающих занятий

Мелкая моторика пальцев необходима нам в быту, для письма и работы. Но на этом функционал этих жизненно важных умений не заканчивается. Физиологи давно доказали тесную связь между способностью детей выполнять мелкие действия руками и их речью.

Чем раньше и лучше ребенок разовьет свою мелкую моторику, тем раньше и чище он заговорит.

Эта тесная связь исходит из соседствующего расположения двигательных и речевых центров у человека. Когда ребенок активно использует свои пальчики, нервные импульсы передаются в соответствующий отдел головного мозга и затрагивают расположенный рядом участок, отвечающий за умение говорить.

Развивающие мелкую моторику занятия будут полезны не только для речи ребенка. В восточных странах считают, что на подушечках каждого пальца у нас есть особые участки, стимулируя которые мы можем воздействовать абсолютно на все системы нашего тела.

https://www.youtube.com/watch?v=XWCQmZZzCrI

Таким образом, развитие мелкой моторики не может не повлиять благотворно на здоровье и развитие малыша. Когда же начинать заниматься с дитя? Специалисты считают, что развитие пальчиков крохи должно начинаться с первых дней.

  1. Чтобы ваши занятия принесли свои плоды, они должны проходить ежедневно. Не обязательно посвящать тренировкам много времени — достаточно начинать с 2-3 минут, пока дитя в хорошем настроении.
  2. Обязательно хвалите младенца за достигнутые успехи, поощряйте его объятиями и поцелуями.
  3. Следите за чистотой и стерильностью «реквизита» — малыши первого года жизни все стремятся поместить в ротик.
  4. Используйте для занятий предметы разной величины и фактуры — так малыш и научится управлять ручками, и начнет изучать мир и свойства объектов, которые его окружают.

Развитие в первые 3 месяца

Развитию мелкой моторики у детей 1 года можно посвящать занятия с самых первых дней. Чем скорей вы начнете взаимодействовать с малышом и учить его брать в ручки предметы, тем раньше он сможет перейти к манипуляциям с некрупными объектами.

В первые три месяца для развития ручек младенца будет полезен пальчиковый массаж. Делать его нужно при любой удобной минутке — во время воздушных ванн, в краткие еще периоды бодрствования или когда кроха засыпает.

  • Нежно проглаживайте каждый пальчик новорожденного от ладошки к кончику;
  • аккуратно разминайте пальчики дитя, особое внимание уделяя их кончикам;
  • полезным будет пощекотать ладошки и пальчики грудничка в те моменты, когда он разжимает кулачки;
  • мягко разжимайте кулачки младенца, поглаживайте и вновь сгибайте пальчики.

Такая гимнастика будет способствовать скорейшему снятию мышечного тонуса на ручках крохи, улучшит формирование его тактильного опыта и подготовит дитя к дальнейшим успехам.

Развитие до 5 месяцев

  1. На четвертом месяце жизни дети лучше начинают управлять своими ручками. В этот период важно активно пользоваться не затухшим еще хватательным рефлексом и «подкладывать» грудничку под ладошки игрушки.
  2. Сейчас крохе удобней хватать разнообразные погремушки.

    Подавайте их ему попеременно в ручки — даже краткие эпизоды удержания предметов в кулачке будут невероятно полезны для развития грудничка. Постепенно длительность захвата будет увеличиваться, а сам младенец с интересом будет изучать погремушку.

  3. Важно подбирать для занятий с крохой разные игрушки — чтобы они отличались по материалу, форме и варианту захвата.

    Давайте ребенку объекты с различных направлений, чтобы его ладони и пальчики учились поворачиваться.

  4. Полезными для развития моторики у грудничков на этом этапе будут самодельные «четки» — нанизанные на недлинный шнурок пуговки, крупные бусины, деревянные катушки, которые кроха будет перебирать в своих пальчиках, обогащая свой тактильный опыт и стимулируя подушечки пальчиков.

  5. Стимулируйте младенца тянуться ручками — к вашему лицу, протянутым игрушкам.
  6. Когда вы заметите, что младенец начал «орудовать» обеими ручками и трогает сам себя, можно надеть на одну из них носочек или варежку. Малыш будет активно пытаться оглядеть, пощупать и снять новый объект с себя.
  7. Продолжайте делать пальчиковый массаж, чтобы ускорить снятие мышечного тонуса с рук.

    Можно поиграть с дитя в традиционные игры (например, «Сороку-белобоку») и под ритмичные стихи разгибать и сгибать пальчики младенца.

С 5 до 7 месяцев

Грудной ребенок уже активно интересуется игрушками, исследует их и сравнительно долго удерживает в руках. Чтобы продолжить развитие крохи на этом этапе, важно подбирать только полезные объекты для малыша.

  1. Для рук малышей в этот период полезны игрушки с колечками и бусинами, которые можно перебирать пальчиками. Совсем не обязательно тратиться на дорогие игровые центры или развивающие игрушки — можно сделать для малыша несколько наборов коротких бус с разными нанизанными объектами.
  2. В этом возрасте деткам нравится нажимать на разного рода кнопки. Полезными в игровой зоне окажутся клавишные детские музыкальные инструменты, старая клавиатура и интерактивные игрушки.
  3. Продолжайте развивать малыша тактильно — сшейте несколько мешочков из разных на ощупь кусочков ткани, наполните их интересным содержимым — горохом, фасолью, песком, гречкой, макаронами, манкой, — зашейте крепко и давайте ребенку.
  4. Можно на мешочки нашить дополнительно яркие пуговицы, банты из лент — грудничку будет интересно и полезно ощупывать их и пытаться оторвать.
  5. Малыши в этом возрасте не только получают огромное удовольствие от пальчиковых игр, но и довольно требовательно просят позаниматься с ними, поэтому при любой удобной возможности повторяйте с крохой «Сороку-белобоку» и «Мальчик-пальчик».
  6. Окружайте младенца на игровом коврике предметами разных размеров — хватая небольшие и крупные кубики и мячики малыш продолжит активно развивать способности своих рук.

С 7 до 9 месяцев

«Хватательная» активность ребенка со второго полугодия значительно возрастает. Его интересуют все новые и новые объекты, которые ему необходимо потрогать, правда, и надоедают они ему довольно быстро.

Продолжайте развивать малыша, предлагая ему ощупать совершенно разные предметы — для этого подойдут не только покупные дорогие игрушки, но и абсолютно любые неопасные бытовые вещи: новые кухонные губки из поролона, крышки, чистые пищевые лотки, прищепки и т.д.

Играя с мелкими предметами, никогда не оставляйте ребенка одного.

Уже сейчас арсенал младенца пополняется новыми игрушками, с которыми он постепенно учится взаимодействовать. Вы можете купить крохе:

  • пирамидку, которую кроха пока будет исключительно разбирать;
  • активные развивающие центры, где требуется что-то нажимать, двигать, перебирать;
  • резиновые пищалки, которые нужно сжимать в ладони;
  • текстильные кубики;
  • плавающие игрушки для ванной.

С 9 месяцев до года

В этот период малыш делает успехи буквально ежедневно. Сейчас у него уже появляются любимые занятия и игрушки, которые способны занять его на некоторое время. Пальчики грудничка уже достаточно хорошо двигаются, чтобы начинать осваивать нужные навыки.

  1. Предложите малышу игрушки, которые требуют «калибровки» при вставлении их друг в друга (наборы стаканчиков, мтарешки).
  2. Приведут малыша в восторг разного рода коробочки и емкости, которые требуется открыть. Будет хорошо, если после поднятия крышки внутри малютку будет ожидать приятный сюрприз.
  3. Емкости с широкими завинчивающимися крышками также будут полезны для моторики малыша и развития его умений.
  4. Внедряйте прием «хватания» в повседневные игры — катайте малышу мячик, просите его подать вам какой-то предмет, прячьте от него под пеленкой игрушки и просите отыскать «пропажу». Такие разнообразные движения будут полезны для ручек младенца.
  5. Некоторым детям к году уже хватает терпения, чтобы заниматься с крупными сортерами — игрушками, в которые требуется вставлять детали разной формы.
  6. Игры в ванной также становятся все разнообразней. Ребенок может вылавливать мелкие игрушки и складывать их в тазик, переливать воду из одной емкости в другую и т.д. Все эти простые на первый взгляд занятия требуют от крохи большой концентрации и ловкости.
  7. Ребенок уже подолгу может находиться один, увлекаясь своими играми. Но все же нельзя оставлять кроху без присмотра — не только из соображений безопасности. Вы должны быть рядом, чтобы научить дитя новым способам взаимодействия с окружающими предметами и направлять деятельность.
  8. Малышам к году становятся интересны игры в песочнице. Если же на дворе не лето, можно устроить такие занятия дома — с песком или манкой. Переворачивать пасочки малыш вряд ли сможет, а вот наполнить их ручками вполне ему под силу. Для таких игр можно застелить пол клеенкой или заниматься с сыпучим материалом за столом.

Как вы видите, чтобы развить моторику младенца, совсем не обязательно приобретать дорогие специализированные игрушки, все, что нужно для занятий с малышом всегда есть у вас дома. Ежедневные упражнения, ваша забота и любовь помогут ребенку научиться управлять своими ручками и пальчиками, а также — благотворно воздействовать на речевой центр.

Источник: https://newbabe.ru/razvitie/razvitie-melkoj-motoriki-u-detej-1-goda.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.