Развитие моторики у детей 3 4 лет

Содержание

Развитие моторики у детей: основные правила становления мелкой моторики детей в домашних условиях

Развитие моторики у детей 3 4 лет

Все родители слышали про важность развития моторики малыша, но мало кто знает, для чего это нужно. Какие упражнения, как правильно проводить, на что обращать особое внимание – об это мы сегодня поговорим. Так что такое детская моторика?

Мелкая моторика

Моторика – комплекс движений, последовательно упорядоченных и скомбинированных.  В упражнении задействованы нервная, костная, мышечная, зрительная системы. Различают крупную (ходить, прыгать, бегать) и мелкую моторику. О ней мы и поговорим поподробнее.

Мелкая моторика – манипуляция мелкими предметами, при которой работают мелкие мышцы ребёнка. Используя кисти и пальцы рук/ног, ребёнок совершает точные и ловкие манипуляции запуская координацию мышечной, костной, нервной и зрительной системы.

Развитие моторики залог хорошего общего развития ребёнка. Между прочим, мелкая моторика начинает формироваться еще в младенческом возрасте. Рассмотрев свои ручки, малыш активно начинает ими пользоваться. В ход идёт на первых порах вся ладошка, потом уже большой и указательный пальчик. Беря ладошкой предмет, потом уже двумя пальчиками – это и есть развитие моторики.

Формирование зрения, памяти, внимания, восприятия и даже речи –  всё это подпитывается упражнениями по развитию мелкой моторики. Центры речи и моторики расположены в головном мозге очень близко. Поэтому, стимулируя один, мы активизируем второй.

Для детей с нарушениями речи важно делать упор на занятия по моторике, развивать ловкость рук.

Моторика влияет на формирование почерка, реакцию ребёнка.

Проверяя готовность ребёнка к школе, смотрят на мелкую моторику, ведь она обеспечивает подготовку к письму, логику, рассудительность, память, внимание, способность концентрироваться, воображение.

Процесс формирования не происходит моментально, всё индивидуально и скорость развития у каждого ребёнка своя. Невозможно, как мановением волшебной палочки, через пару занятий добиться идеальных результатов.

Первым занятиям будет присуща неловкость и не гармоничность движений ребёнка, но не стоит отчаиваться и бросать всё. Как правильно способствовать развитию моторики – достаточно ёмкий вопрос. Используя развивающие игры, постепенно, прилагая усилия и терпение, вы добьётесь блестящих результатов.

Развиваем мелкую моторику по возрастам

Как можно развивать моторику, мы расскажем далее.

Дети до 1 года

Основные упражнения проводят родители, помогая малышу формировать мелкую моторику. Используется массаж, пальчиковые краски.

Заручившись поддержкой специалистов, вы можете проводить процедуры массажа ручек и ножек. Стоит следить за реакцией малыша, ему должны приносить удовольствие ваши процедуры. При малейшем дискомфорте грудничка стоит отложить массаж на некоторое время.

Не совершая резких движений, неспешно потяните за пальчики, погладьте, легонько похлопайте. Начинать упражнения рекомендуется не раньше двух месяцев. С 6 месяцев можно начинать массаж ладошек, переходящий на кисти рук. Кроме развития моторики, укрепляются мышцы конечностей.

С 8 месяцев добавляется постукивание, загибание и разгибание пальчиков. Можно использовать потешки и стишки, это укрепляет связь с ребёнком, помогает ему успокоиться и расслабиться. Приветствуется использование сенсорных мешочков (крупы, орехи, бисер).

Делайте круговые движения пальчиков в одну сторону, затем в другую. Упражнение делается с каждым пальчиком по отдельности.

К творчеству с использованием красок стоит приступать после 1 года. Умение держать кисточку или карандаш сигнализирует о готовности ребёнка. Начинать стоит с пальчиковых красок. Безопасный состав, легкость в смывании сделали их популярными среди родителей.

Восприятие консистенции, цвета, движения пальчиков развивает сенсорное восприятие. Особенности детского развития моторики рассмотрены подробно в методике Монтессори, так популярной среди родителей.

Дети 1-2 лет

Гуашь, пальчиковые краски, кисти разного размера будут полезны для детей этого возраста.

Можно включать упражнения с элементами лепки (предпочтительно тесто, пластилин туговат), разнообразные сортеры, пирамиды, пазлы из мягких материалов. В наше время большой популярностью пользуются бизиборды, развивающие игры с крышками из эко-материалов.

Малыши 2-3 лет

Важный период, когда ребёнок активно познаёт мир и моментально учиться новым навыкам. Здесь, главное, сделать упор на развитие моторики, так как идёт активный процесс формирования словарного запаса малыша.

К предыдущим упражнениям стоит добавить усложнения – сортировка предметов по цветам и размеру, постройка высокой башни из кубиков, игры со шнуровкой, пластилин, упражнения с крупами. Одним из любимых занятий крохи в этом возрасте – игры с водой.

Детки 4-5 лет

Здесь на первый план выступает самостоятельность ребёнка, всё больше игр он предпочитает играть в одиночку. Любознательно наблюдая за окружающим миром, малыш стремиться познать, как можно больше.

Уверенно держа кисть/карандаш, он много времени проводит за рисованием. Это служит хорошей подготовкой руки к письму.

Но это не значит, что нужно заставлять ребёнка выводить буквы и целые слова, они ему не интересны в этом возрасте.

Стоит добавить в арсенал упражнения:

  • терапию с песком;
  • работа ножницами;
  • раскраски;
  • выполнение аппликации.

Дошкольники 6-7 лет

Возраст, когда определяется готовность ребёнка к обучению. Моральное и интеллектуальное состояние важно для него. Дисциплина, способность усваивать материал, память определяют его готовность. Важно уделить развитию мелкой моторики особое внимание, так как навыки письма и чтения будут главными в определении готовности. Недоразвитие плохо скажется на обучении.

Диагностика

Что оценить развития, можно провести диагностику. Давая определённые задания ребёнку, специалист определяет уровень формирования моторного умения. Диагностика может проводиться с трёх лет. Уровень сложности заданий определяется возрастом.

3-4 года

  • перед малышом стоит банка, вокруг разбросаны мелкие предметы одного размера (например, крышечки от тюбиков пюре). Подаётся сигнал, и малыш должен как можно быстрее собрать их в банку. Нормой считается 15-20 секунд;
  • шнурование. Зашнуровать ботиночек/макет, застёгивать пуговицы.

4-5 лет

  • рисование линий (прямые, изогнутые, волнообразные);
  • вырезать ножницами по контуру;
  • согнуть ровно пополам альбомный листок.

5-7 лет

  • нарисовать линии, человека;
  • ножницами вырезать геометрические фигуры.

Если вы обнаружили отклонения, не стоит паниковать. Это звоночек для интенсивного использования упражнений для развития моторики для детей.

Картотека – игры для развития моторики детей

Ладушки. Научите ребёнка хлопать ладошками, можно использовать стишок: «Ладушки, ладушки, Где были, у бабушки…». Все с детства знают потешку «Ладушки-ладушки». Эта игра научит самых маленьких распрямлять пальчики и хлопать в ладоши.

Мисочки. Найдите на кухне мисочки разных размеров, покажите малышу как можно вкладывать их друг в дружку соответственно размерам.

Крупы. Смешайте в глубокой миске разные крупы, можно спрятать мелкие игрушки из киндер-сюрприза. Сортируя, просеивая сквозь пальчики крупы, улучшаются тактильные ощущения и мелкая моторика ребёнка.

Художества на песке. Рассыпав песок на подносе, покажите ребёнку, как можно водить по песку, рисовать фигуры. Формирует воображение и фантазию, а также тактильное ощущение.

Крышечки. Предложите ребёнку разного объёма баночки с завинчивающимися крышками, покажите, как можно открывать закрывать их. Тренируем ловкость рук. Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.

Рисование от точки. На листе бумаги поставьте точку, и предложите ребёнку круговыми движениями увеличить её до желаемых размеров. А потом пофантазируйте с ребёнком –на что похож рисунок, добавьте элементов.

Вырезание. С достижением возраста купите ножницы (детские), бумагу, клей, картон. Научите вырезать, склеивать детали, складывать фигуры, выкладывать аппликации.

Занимаясь с ребёнком упражнениями по формированию мелкой моторики, вы стимулируете развитие речи, воображения, фантазии, координацию движений. Да и просто интересно и весело проводите время.

Фото методов развития моторики у детей

Также рекомендуем просмотреть:

Источник: https://detkiportal.ru/razvitie-motoriki-u-detej/

15 способов развития мелкой моторики у детей 3-4 лет

Развитие моторики у детей 3 4 лет

Многие родители спрашивают, почему так важна мелкая моторика? Для ответа на этот вопрос обратимся к анатомии.

Зона кисти занимает почти 30% двигательного центра головного мозга, она располагается в непосредственной близости с речевыми центрами.

Поэтому двигательная активность СЂСѓРє Рё кистей способствует полноценному развитию речи Рё высших психических функций – внимания, памяти, мышления, воображения, координации, наблюдательности.

Доказано: игры и упражнения для совершенствования мелкой моторики также способствуют росту творческих способностей, терпению и усидчивости, ловкости и точности движений у ребенка.

Уровень развития мелкой моторики – РѕРґРёРЅ РёР· критериев, который оценивается РїСЂРё поступлении РІ первый класс, так как РѕС‚ этого зависит, как будет ребенок усваивать новые знания, как вольется РІ коллектив, насколько гладко пройдет освоение письменной речи.

Развитием мелкой моторики необходимо заниматься с первых дней жизни малыша, но особенно это важно делать в 3-4 года, когда его речь и высшие психические функции стремительно растут, чтобы этот сложный процесс не терял своей интенсивности.

1. Найди игрушку

С помощью пищевого красителя покрасьте рис в яркий приятный цвет.

Насыпьте его РІ глубокую РјРёСЃРєСѓ, спрячьте вовнутрь мелкую игрушку (например, РёР· «РєРёРЅРґРµСЂР°») Рё предложите малышу найти ее.

Нашел? А теперь посоревнуйтесь, кто из вас закончит поиски быстрее.

2. Рисуем на подносе

Для этой РёРіСЂС‹ понадобится СЏСЂРєРёР№ РїРѕРґРЅРѕСЃ Рё любая мелкая РєСЂСѓРїР°. Насыпьте РєСЂСѓРїСѓ ровным тонким слоем Рё проведите пальцем – останется яркая линия. Дети РјРѕРіСѓС‚ часами так «СЂРёСЃРѕРІР°С‚СЊ», ведь РІСЃРµ ошибки легко «СЃС‚ираются».

3. Собираем бусы

Возьмите несколько разноцветных коктейльных трубочек, желательно, большого диаметра и разрежьте их на части.

Это будущие «Р±СѓСЃРёРЅРєРё».

�гра заключается в том, чтобы ребенок нанизывал их на веревочку в определенной последовательности.

4. Золушка

Смешайте в миске сухой горох и фасоль и попросите малыша разобрать по разным тарелкам. Хорошо, если ребенок уже знает эту сказку. Нет гороха и фасоли? Подойдут любые мелкие предметы.

5. Лепка

Это занятие нравится всем малышам и обязательно должно присутствовать в расписании ребенка.

Для лепки подойдет и пластилин, и соленое тесто, кстати, когда фигурка из теста застынет, ее можно раскрасить.

Задания здесь ограничиваются только фантазией ребенка: животные, персонажи сказки, цветочки, машинки, подарок для бабушки и т. д.

6. Веселые раскраски и рисование

В распоряжении ребенка всегда должны быть качественные яркие карандаши и альбом для рисования, и, конечно же, раскраски.

Раскрашивание имеет более конкретную цель, чем просто рисование, оно готовит руку к письму. Для начала лучше выбрать раскраску с крупными простыми рисунками.

Они идеально подходят для того, чтобы научить ребенка не выходить за края и делать красивую штриховку.

Кроме того, можно предложить малышу рисование по трафарету, фигурной линейке, точкам и пунктиру.

7. Генеральная уборка

РњРЅРѕРіРёРµ дети любят «РЅР°РІРѕРґРёС‚СЊ РїРѕСЂСЏРґРѕРє» РІ коробках Рё ящиках. Если ваш карапуз РёР· РёС… числа, то это можно обратить РЅР° пользу.

Наполните подходящую коробку мелкими предметами различными по материалу, размеру, форме, разноцветными лоскутками ткани, кожи, сетки и т. д. (они должны быть безопасны для ребенка!).

�х можно разобрать по цвету, гладкости, размеру и форме, угадать с завязанными глазами, что это такое, посчитать и многое другое.

8. Массаж

Купите в аптеке или в спортивном магазине массажное колечко су-джок или массажный мячик.

РЎ РЅРёРјРё можно придумать немало интересных РёРіСЂ, например, погладить поочередно пальчики колечком, как котят, разыграть «СЃРѕСЂРѕРєСѓ-белобоку», кто дальше прокатит мячик ладошкой, РЅРµ отрывая СЂСѓРєРё Рё С‚. Рґ.

9. Волшебные пуговицы

РЈ вас РІ РґРѕРјРµ наверняка есть РєРѕСЂРѕР±РєР° СЃ множеством РїСѓРіРѕРІРёС†. РЇСЂРєРёРµ, разноцветные, круглые, квадратные, СЃ РґРІСѓРјСЏ Рё четырьмя дырочками Рё РґСЂСѓРіРёРµ – дети РїСЂРёС…РѕРґСЏС‚ РѕС‚ РЅРёС… РІ восторг.

�х можно рассортировать, с закрытыми глазами определить форму или количество дырочек, с помощью пластикового пинцета сложить в бутылку, сделать аппликацию, перекладывать их с одного пальчика на другой без помощи рук и многое другое.

10. Оригами

Японское искусство складывания фигурок из бумаги очень полезно малышам, тем более что в �нтернете можно найти великое множество простых, но красивых фигурок.

11. Пальчиковые игры

Для них можно использовать разноцветные счетные палочки и пальчиковые куклы. Складывайте из палочек рисунки, буквы, цифры, разыгрывайте с помощью кукол небольшие сценки, например, из детских стишков и потешек.

12. Головоломки

Трехлеткам обязательно нужно предлагать игры, где из мелких частей следует сложить целое, например, мозаики, паззлы, 3D-паззлы, металлические и деревянные конструкторы, лего и другие подобные головоломки.

13. Поделки из природных материалов

Шишки, листики, соломка, желуди, РјРѕС…, каштаны Рё РґСЂСѓРіРёРµ природные материалы – хороши тем, что имеют разную поверхность (шершавую, гладкую, бархатистую Рё РїСЂ.). Развивают представления ребенка РѕР± окружающем РјРёСЂРµ Рё РёР· РЅРёС… можно сделать самые разные поделки – аппликацию, фигурки людей Рё зверей Рё С‚. Рґ.

14. Волчок

Эта простая на вид игрушка задействует практически все мышцы кисти. Пусть малыш пробует запустить волчок так, чтобы он вращался как можно дольше.

15. Угадай-ка

Сложите в непрозрачный тканевый мешочек несколько разных овощей и фруктов и предложите на ощупь угадать, что там находится.

Способов развития мелкой моторики очень много, мы перечислили только некоторые из них.

Как видите, чтобы развить хорошую моторику, достаточно проявить немного фантазии, а все материалы найдутся у вас дома.

Позволяйте малышу помогать вам по хозяйству: почистить вареное яйцо, убрать игрушки, полущить зеленый горошек, подмести, повесить белье на прищепки, пришить пуговицу (есть детские пластиковые иглы и специальные наборы) и т. д. Так вы приучите его к домашним делам и между делом разовьете необходимые навыки.

Правила развития мелкой моторикой

  1. Занятия нужно проводить несколько раз в день, чередуя несколько видов: лепку, раскрашивание, перебирание пуговиц, массаж и т. д.

    Это нужно, чтобы ребенок не терял к ним интереса.

  2. Оптимальная продолжительность занятия – 5-10 РјРёРЅСѓС‚. Следите Р·Р° тем, чтобы малыш РЅРµ переутомлялся.

  3. Объясните ребенку, что нельзя вставлять мелкие предметы в нос, рот, уши и т. д.
  4. Пальчиковые игры и массаж следует выполнять каждый день.

Самое главное – РЅРµ уставайте хвалить ребенка Р·Р° совершенные успехи, гордитесь РёРј.

Устройте выставку пластилиновых скульптур, рисунков и других поделок, покажите близким, гостям. Ребенок почувствует себя успешным и приложит еще большее усердие к занятиям.

Источник: http://logoden.ru/paragraph/15-sposobov-razvitiya-melkoy-motoriki-u-detey-3-4-let

Упражнения и игры на развитие мелкой моторики для малышей до года, детей 2-3, 3-4 лет

Развитие моторики у детей 3 4 лет

Вы, дорогие мамочки, наверное, обращали внимание на то, как ваш малыш в начале своей жизни неловко берет в руки предметы, а как интересно наблюдать за детьми, когда они впервые берут в руки ножницы.

 Они такие смешные, привычные нам движения  получаются у них неуклюжими.1. Игры для малышей до года 
   1.1. Пальчик, пальчик  где ты был 
   1.2.Шеф-повар в подгузниках
   1.3.Будущий архитектор 
   1.4.Мамин помощник

2.

Игры для детей  1 года  до 3 лет

   2.1.Пальчиковые игры никто не отменял  
   2.2. Художник и скульптор   
   2.3.Творим , что хотим

3. Игры для детей  4-5 лет

   3.1. И снова здравствуйте пальчиковые игры 
   3.2. Открытие сезона-конструктор 
   3.3. Начинаем готовить руку к письму   

Про держание карандаша или ручки я вообще уже ничего не говорю, сколько  маминых нервных клеток  гибнут безвозвратно при обучении ребенка письму. Вся эта неловкость возникает вследствие неразвитой мелкой моторики у ребенка.

К тому же специалисты утверждают, что мелкая моторика рук напрямую связана с речевым центром, поэтому всем родителям рекомендую с самого раннего возраста заниматься ее развитием.

Считается, что чем лучше малыш умеет совладать со своими пальчиками, тем меньше у него возникнет проблем с речью. Дети с развитой мелкой моторикой рук хорошо выговаривают все звуки, начинают раньше выражаться предложениями, у них лучше развито логическое мышление ну и  рука в большей степени готова к освоению письма.

Чем раньше вы начнете уделять этому вопросу внимание, тем лучше будет результат. 

В 90-х годах я имела счастье работать в детском саду. В те недалекие, по сути, времена наглядных пособий и развивающих игр практически не было. Приходилось делать все своими руками.

Что именно делать подсказывали мне сами детки. Я внимательно наблюдала за ними в процессе игры. На самом деле игр для развития мелкой моторики великое множество.

 В этой статье мы расскажем о наиболее популярных у детей, а, следовательно, эффективных играх.

Результат будет положительным, если ребенок будет играть с удовольствием! 

Игры для малышей до года 

Заниматься развитием мелкой моторики нужно уже с 6 месяцев. Для этого малышам необходимо давать в ручки предметы разных фактур, чтобы они познавали мир на ощупь. Все детали игрушек должны быть достаточно крупными. Можно просто мять любимую мягкую игрушку, можно сжимать/разжимать ладошки и т.п.  

Пальчик, пальчик  где ты был? 

Что касается игр, то лично из моего опыта я бы вам посоветовала начать с пальчиковых игр.  цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, они способствуют  установлению  эмоциональной связи малыша  с мамой.

 Он слышит ее голос, возникает  тактильный контакт (очень важны для ребенка прикосновения. Чаще обнимайте, гладьте свою кроху). Плюс эмоциональная окраска игры(малыши очень чувствительны к настроению мамы, поэтому больше позитивных эмоций , дорогие мои).

 

Самые  топовые пальчиковые игры для малышей – это «Ладушки, ладушки»  и «Сорока белобока».  

Почему они? Мне кажется, они у каждого из нас  уже  заложены на генном уровне. Поэтому легко воспринимаются и усваиваются ребенком. Малыши до года с огромным удовольствием играют в эту игру.

И уже, буквально, через несколько дней они сами начинают повторять за вами движения.

Мне  кажется, они особенно тащатся от вот этого – «Полетели, полетели, на головку сели», моя детвора просто ухахатывалась.

По мере того, как ребенок подрастает ассортимент пальчиковых игр  можно расширять, сохраняя их в своей копилке до школьного возраста, например:

Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик) 

Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик) 
Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик) 
Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик) 
Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик) 
Ну?а?вместе  — кулачок! 
 
Месяцев с 9   активно  добавляем  игры с предметами   

Шеф-повар в подгузниках

Как бы это непедагогично не звучало, но самым популярным предметом для игры почему-то у детей оказывается  кухонная утварь.

Мой старший сын мог часами сидеть со мной на кухне перекладывая ложки из кастрюли в кастрюлю, или складывая миски (ну вообще удобно – мама готовит и ребенок при ней занят).

Думаю, интересным  вариантом могут служить пластиковые контейнеры разного размера-это вам и вкладыши и крышечки открыть можно, а если мама добрая, то и водичку попереливать.  Ну, в общем, вашей фантазии есть, где разгуляться.  

Будущий архитектор

На втором месте по  популярности среди игр на развитие мелкой моторики (по моим наблюдениям) стоят пирамидки. Очень нравятся детям большие пирамидки в их рост, ну и не большие, но объемные тоже подойдут (естественно что, демоверсия на первых порах с вас мамули).

Кстати, разноцветные пирамидки отличное пособие для изучения цветов с ребенком. Кто-то возразит, мол, рано еще. Я отвечу – пробуйте собирать, но не заставляйте. Темпы развития   деток у каждого свои.

Третье место уверенно занимают кубики – подойдут мягкие, большие и   обычные пластмассовые крупные разных цветов.  

Затем идут вкладыши.  В магазинах сейчас великое множество таких игр. Выбирайте пока покрупнее и проще по форме, овал, квадрат и.д. что бы малышу было интересно.  

Мамин помощник

Полезным занятием для ребенка, который еще не умеет уверенно стоять на ногах, но активно ползает, будет собирание различных предметов по полу. Рассыпьте кубики или игровые мячики по всей комнате, поставьте корзину  и простите малыша приносить в нее предметы.

 

Кроме того, в возрасте до года ребенку разрешается играть и шалить одновременно. Например, найдите лист бумаги и попросите малыша порвать его, предварительно продемонстрировав, как это нужно делать.

 Убрать тоже можно попросить ребенка по аналогии с кубиками и мячиками. 

Есть одно важное условие. Вы должны играть с малышом. Играть до тех пор, пока он сам не освоит так сложно, дающиеся ему, движения. Вам не обязательно иметь в  арсенале 151 тысячу игр (все равно не запомните). Играя, вы поймете,  что Вашему ребенку нравится. Выберет наиболее подходящие ему игры и занимайтесь на здоровье! 

Игры для детей  1 года  до 3 лет 

Период с 1 года  до 3 лет является самым жадно познаваемым. Ребенок стремительно осваивает мир, пробует буквально все на зуб. 

Игра и еще раз игра – это единственная форма для общения и развития детей в дошкольном возрасте.

Ваше взрослое  занудство:  «сделай то, веди себя правильно, и т.д.» ни к чему не приведет. Все через игру!!!  Препятствием к этому может стать только ваша лень. Не ленитесь, играйте, и вы увидите чудеса вашего игрового  воспитания.

  

Пальчиковые игры никто не отменял 

Наш хит-парад, по прежнему, возглавляют пальчиковые игры. Это универсальные игры, в которые можно играть весь дошкольный   а то и начально-школьный период жизни ребенка (просто они немного усложняются).  

Раз, два, три, четыре, пять –  Вышли в садик погулять. Ходим – ходим мы по лугу, Там цветы растут по кругу. Лепесточков ровно пять, Можно взять и посчитать Пальцем одной руки считаем пальцы на другой, слегка нажимая на подушечки. Указательным пальцем одной руки выполняем круговые поглаживания ладони другой. Считаем пальцы, в обратном порядке поглаживая их. 

Затем читаем стихотворение снова и повторяем все движения на другой руке. 
 

Поиграли – отдохните, Ваши пальчики встряхните. Сгибайте ваши пальчики, Совсем как ушки зайчики. Расслабляем руки и встряхиваем их. Обе ладони с пальцами, прижатыми друг к другу, приставляем к голове и сгибаем сомкнутые пальцы несколько раз. 

Стихотворение и все движения можно повторить.  

Художник и скульптор  

Рисование – на втором месте (это опять, по моему мнению и опыту, у вас может быть по другому. Напишите,  потом обсудим).  

Сначала  пробуйте ладошками и пальчиками. Отлично подойдут старые обои (есть, где разгуляться) и краски для рисования руками. Вот где веселье и раздолье (главное ковер не разукрасить). 

Потом учимся держать кисточку карандаш мелки и рисовать, рисовать,  рисовать!!! Причем в начале карьеры вашего художника неважно что, главное,  что бы работали пальчики и кисти. Ваша задача вдохновлять мастера.  

Лепка – однозначно любимое занятие практически всех детей.

Материалы могут быть разнообразными: пластилин, специальная глина, 

Тесто (да, да). Замесите ребенку обычное пресное тесто и пусть лепит. 

Лепите сами вареники, посадите рядом малыша и пусть ваяет шедевры, не беда, что вся кухня и творец в муке, это все поправимо, зато сколько удовольствия. 

Творим , что хотим 

Далее по списку популярных игр идут  всякие вкладыши, крупная мозаика. Можно дома набрать крупных пуговиц, в крышке пластикового контейнера, которая легко открывается сделать прорезь по величине пуговиц. Ребенок складывает пуговички в «копилку», потом высыпает, а затем  опять складывает. Мои воспитанники за эту «копилочку» просто тряслись.

 Внимание! Пуговицы берите крупные, потому что, соблазн засунуть пуговицу в нос или ухо почему – то у детей очень велик.

Можно просто смешать фасоль с рисом и попросить разложить их отдельно в разные емкости, а можно и вовсе завлечь малыша ролевыми играми.

Например, взять разные фигурки домашних животных, слепить для них из пластилина тарелки и накормить каждого крупой. 

А еще замочки, задвижки, дома можно оборудовать министенд с выключателем, петельками с замком и.т.д. 

Ну и конечно, куда без прищепок 

Этот подручный материал любят не только сами дети, но и родители с педагогами.  

Во-первых, прищепки у всех есть дома, во-вторых, стоят они копейки, в-третьих, они могут увлечь ребенка надолго и с пользой.

С помощью прищепок можно отрабатывать навыки конструирования и учить цвета. Для этого нужно сделать заготовки с картона, например, вырезать желтый круг, который в последствие станет солнышком с лучиками-прищепками, или же туловище ёжика, которому предстоит нацепить иголки-прищепки и т.д.  

Кроме того, можно вырезать из картона 4 геометрических фигуры разных цветов, и попросить ребенка на каждую из них одеть прищепки такого же цвета. 

 «сороконожки» 

По извилистой дорожке Кисти рук подушечками опираются на стол (лапки сороконожек). По команде «сороконожки» начинают быстро двигаться. В движении участвуют все пальцы. «Сороконожки» могут менять направление движения по команде «направо»/»налево», обегая мелкие предметы на столе.  
В сад бегут сороконожки. 
Раз, два, три, четыре, пять –  
Никому их не догнать. 

 

 «Бабочка» 

Утром солнце засияет – Большие пальцы обеих рук перекрещиваются, а ладони располагаются горизонтально и превращаются в «крылышки» бабочки.  
Бабочка с цветка взлетает. 
Попорхает – утомится, «Бабочка» садится на спинку стула (край стола, книжку ит.д.), складывает «крылышки», затем снова начинает летать. 
Отдохнет – опять кружится. 

Продолжаем творить  

Этот период у детей идеально подходит для самостоятельного выполнения творческих заданий под руководством взрослого.

  • лепка  
  • апликации (учимся работать ножницами) 
  • рисование  
  • Открытие сезона-конструктор

Недавно делая уборку в комнате сына, я наткнулась на огромный коробок с деталями от  конструктора.

  Вы знаете, именно начиная с этого возраста и почти лет до 14 – это было самое любимое занятие моего ребенка. Часами он сидел и создавал шедевры из этих деталек. 

Так что, если ваш малыш просит конструктор  – не жадничайте, купите, это очень хорошее занятие для развития мелкой моторики.

 Строительство целых городов, железных дорог, которые можно использовать для дальнейшей игры, – это идеальное познавательное времяпровождение.

Начинаем готовить руку к письму  

Любителям рисовать можно дать задание обвести картинки по пунктирным линиями или же писать различные значки небольших размеров, например, клеточки, кружочки и т.д. Таким образом, происходит  подготовка руки к письму, что в будущем благоприятно скажется на подчерке вашего чада.

 
Все описанные нами игры  развивают не только мелкую моторику рук, но и тактильные ощущения, помогают выучить основные цвета, формы, ориентироваться в размерах. Помните, чем больше вы будете играть с ребенком, тем интересней ему будет познавать этот мир.

 

  • Получайте самые свежие мнения на почту Получить

Источник: https://LuckyMummy.ru/598-igry-na-razvitie-melkoj-motoriki.html

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Развитие моторики у детей 3 4 лет

Каждый малыш младшего дошкольного возраста должен иметь полноценное развитие. Чтобы интеллект и психофизическое состояние ребенка было развитым, обязательно нужно проследить за тем, чтобы у ребенка была сформирована мелкая моторика рук.

Становление мелкой моторики рук помогает в развитии мышления, речи и сознания. Развитию мелкой моторики нужно уделить отдельное внимание, чтобы в будущем у детей не было проблем с одеванием, рисованием, письмом и другими бытовыми действиями.

Пальчиковая гимнастика способствует:

  • Расширению словарного запаса;
  • улучшению памяти;
  • развитию речи;
  • развитию воображения;
  • активизации мыслительной деятельности.

Пальчиковые игры и упражнения

Существует огромное количество упражнений и вариаций игр для развития мелкой моторики рук детей 3-4 лет. Первую игру можно создать своими руками, для этого вам нужно будет подготовить некоторые средства и инвентарь.

В помощь вам придут пуговки, подойдут для игры даже те, которые пришиты к вашему пальто и пальто ребенка. Собираясь на прогулку, вы можете попросить малыша застегнуть ваше и его пальто на все-все пуговки. Главное не торопите вашего ребенка, пусть он занимается этим сосредоточено и спокойно.

Пальчиковые игры для детей

Игры с пуговками здорово полезны для рук детей 3-4 лет, поэтому стоит взять старое одеяло и нашить на него своими руками пуговки разного размера и формы.

Из плотной ткани, к примеру, кожи или фетра, вы можете вырезать петельки для пуговок. Получится прекрасная забава для  ребенка раннего дошкольного возраста.

Нужно всего лишь просунуть пуговичку в петельку, но это занятие может увлечь ребенка надолго.

Существуют коротенькие игры для развития мелкой моторики у детей трех-четырех лет:

  1. Познакомьте ребенка с вашими ручками, поиграйте пальчиками, здороваясь каждым пальчиком со своим тезкой из другой руки, переплетая пальчики и предлагая крохе сделать то же самое.
  2. Вместе с малышом сложите ручки вместе и потрите ладошки одну о другую.
  3. Своими руками для легкого массажа пальцев и интересного упражнения вы можете взять слабенькие бельевые прищепки. Начните читать для ребенка младшего дошкольного возраста следующее стихотворение:

Кусается больно котенок-малыш,

Он думает — это не пальчик, а мышь.

Ведь я же играю с тобою, малыш!

А будешь кусаться, скажу тебе: «Брысь».

Слегка «покусывайте» каждый пальчик малыша прищепкой произнося слово. Делайте это максимально аккуратно, чтобы кроха чувствовал только легенькое и стимулирующее кровообращение сдавливание. Прищепка должна быть гладкой и слабенькой.

  1. Предложите малышу покрутить в руках карандашики, катушки с нитками, гладкие деревянные или металлические палочки. Посмотрите, чтобы сначала кроха пользовался всей ручкой, а потом только пальчиками.
  2. Приготовьте для игры несколько баночек и предложите крохе откручивать в них пробки.
  3. Перебирайте с малышом в ручках горох, фасоль, рис, катайте их по столу и перекладывайте в мисочки. Следите, чтобы вам подопечный не засовывал мелкие предметы себе в нос и не тащил их в рот.
  4. Чрезвычайно полезно для развития мелкой моторики рук чтобы дошкольник трогал разные поверхности и запоминал и чувствовал разные тактильные ощущений. Давайте детям трех-четырех лет возможность трогать разные ткани, ребристые поверхности и так далее.

Пальчиковые игры с ребёнком

Пальчиковые рисунки

Рисунки, созданные при помощи пальцев не только получаются очень красивые, но еще и будут великолепными помощниками в таком деле как становление мелкой моторики рук. Детям дошкольного возраста будет интересно рисовать специальной безопасной краской по большому ватману.

Пальчиковые краски. Рыбка в море. Весёлый рисунок пальчиковыми красками

Желательно, чтобы, рисуя пальчиковые картинки, на малыше была одежда, которую абсолютно не жалко испачкать, ведь сам процесс будет очень марким, но творческим и интересным.

Дети любят рисовать:

  • Животных;
  • растения;
  • цветы;
  • листья;
  • домики;
  • герои мультфильмов.

Помогайте вашему малышу дошкольного возраста использовать пальчиковые краски как определенный нужный и очень важный этап развития.

Совет: Вы можете самостоятельно изготовить своими руками пальчиковые краски для своих детей младшего дошкольного возраста и не переживать по поводу аллергии и безопасности.

Массаж ладоней и пальцев рук

Для ребенка раннего дошкольного возраста, трех-четырех лет очень важно делать массаж рук для развития мелкой моторики. Если начать делать такой массаж рук детей с раннего этапа развития, то у детей быстрее развивается речь, память, подвижность пальцев и отмечается слегка ускоренное развитие.

Существует огромное количество типов такого массажа, но мы предлагаем вам массаж при помощи колючего небольшого шарика. Кроха будет сам заинтересован покрутить новый предмет, и массаж будет проходить на ура.

Чтобы сделать массаж, нужно:

  • Положить мячик между ладоней рук крохи, придать пальчики друг к другу и покатать мячик взад и вперед.
  • Исходное положение то же, только теперь движения мячика будут по кругу.
  • Предложите держать мячик подушечками пальчиков и покрутите его по столу, как будто крутите крышку на бутылке.
  • Опять держите мячик подушечками пальчиков и надавите на него несколько раз.
  • Попробуйте предложить крохе подкинуть мячик и поймать его при помощи пальчиков рук.
  • Зажмите мячик между ладошками рук, переплетите пальчики и сдавите мячик ладошками.
  • Попробуйте перекидывать мячик из одной ручки в другую, постепенно наращивая темп.

Такой массаж вполне подойдет для детей раннего дошкольного возраста, ведь они уже вполне могут управлять своими руками и такие стимуляции будет очень полезны для развития.

Массаж подушечек пальцев рук “Звери”

Развивающие игры для дошкольников

Родителям будет очень полезно узнать, какие варианты игр будет полезны для развития мелкой моторики рук детей трех-четырех лет.

Первая увлекательная игра называется «Найди выход из лабиринта». При помощи карандашика и лабиринта попросите кроху найти выход из простенького лабиринта. Пока малыш раннего дошкольного возраста выполняет поставленное задание, расскажите ему коротенькую сказку про человечка, который идет по лабиринту, кого он там встречает и куда держит свой путь.

Для деток трех-четырех лет очень полезными будут упражнения с бумагой. Нарисуйте для малыша контур фигурки на цветной бумаге, например, снеговика. Дайте крохе младшего дошкольного возраста ножницы с закругленными концами и попросите его вырезать фигурки. Вместе потом приклейте их на бумагу. Можете сочинить рассказ о приключениях ваших фигурок.

В возрасте четырех лет дети вполне успешно справляются с пластилином. Предложите вашему малышу слепить из пластилина разные фрукты и овощи, потом вместе из картона вырежьте тарелочки и красиво разложите получившиеся у вас дары природы.

Деток трех лет очень забавляют упражнения с прищепками. Возьмите удобную коробочку с тонкими и ровными краями и вместе с малышом начните надевать на края прищепки. Как только малыш освоит этот навык, перестаньте ему помогать и пусть он играет самостоятельно, но под вашим присмотром.

Источник: https://razvitieiq.ru/melkaya-motorika/razvitie-melkoy-motoriki-ruk-u-detey-3-4-let.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.