Развитие речи детей 3 лет

Содержание

Развитие речи у детей 2–3 лет

Развитие речи детей 3 лет

Добрый день, уважаемые читатели сайта НИИ «Эврика»! Как происходит развитие речи у детей 2–3 лет? Почему при таком обилии современных технологий и развивающих методик многие малыши нуждаются в помощи специалистов, чтобы научиться внятно разговаривать? И как могут родители, бабушки и дедушки помочь малышу самостоятельно? Давайте разбираться вместе.

Чёткая речь нужна 2–3 летним крохам для того, чтобы:

  • задавать вопросы и получать ответы на них;
  • озвучивать свои желания и потребности;
  • устанавливать контакт со сверстниками и взрослыми;
  • расти уверенным в себе человеком.

В более старшем возрасте эти пункты становятся всё более актуальными. Так зачем же тянуть?

Нормальные показатели развития речи у детей 2–3 лет

В возрасте 2 лет словарный запас малыша составляет в норме 300 слов, а в возрасте 3 лет — 1500 слов. К 3 годам ребёнок говорит простые предложения.

Он может ответить на вопросы: «Что это?», «Куда ты идёшь?», «Где ты оставил мячик?» Он может выполнить вашу просьбу, состоящую из двух частей, например: «Пойди в комнату и принеси чашку».

Малыш легко запоминает простые стихотворения и песенки, задаёт вопросы.

Произношение малыша становится чётче, но могут присутствовать смягчения звуков, замена одних звуков на другие, перемена местами или пропуски звуков. Нередко можно услышать «масалёт» вместо «самолёт», «макаёны» вместо «макароны», «чёка» вместо «пчёлка» и другие искажения. Часто возникают трудности с отдельными группами звуков — шипящими, «Р» и другими.

Как можно исправить погрешности в произношении и «разговорить» упорных молчунов? С помощью наших простых советов.

Совет 1. Регулярно общайтесь с крохой

Обилие слов, которые кроха слышит с экранов телевизора или планшета, не оказывает положительного влияния на речь малыша. Гораздо важнее для ребёнка слышать разговор своих близких.

Даже когда малыш молча слушает сказку или ваши комментарии на прогулке, он пополняет свой словарный запас.

Нередки случаи, когда трёхлетние дети вдруг начинали говорить целыми предложениями! А до этого момента они просто накапливали информацию.

Пусть ваша речь изобилует разными интонациями, жестикуляцией, мимикой, яркими эмоциями! Тогда она привлечёт внимание крохи и вызовет у него желание подражать вам.

Совет 2. Задавайте вопросы и давайте объяснения

Если ваш кроха любит демонстрировать свои просьбы, просто указав пальчиком на желанный предмет, то не спешите выполнять их. Задайте уточняющий вопрос: «Ты хочешь мячик или куклу?», «Ты хочешь кушать или пить?»

Объясняйте ему свои действия. Например: «Мы сейчас не пойдём на улицу, потому что там идёт дождь». Дождь можно показать в окошке, а заодно и спросить малыша: «А чем ты хочешь заняться? Рисованием? Или почитаем сказку?»

Совет 3. Развивайте мелкую моторику

Навыки ребёнка по управлению своими пальчиками тренируют и развивают те участки головного мозга, которые ответственны за его речь. Поэтому всем малышам очень полезно:

  • лепить из пластилина;
  • рисовать;
  • собирать мозаику;
  • делать поделки;
  • играть в пальчиковые игры (наше старшее поколение, даже не зная термин «мелкая моторика», с удовольствием обучало детишек простым играм вроде «Ладушки-ладушки», «Сорока-ворона» и другим очень простым и полезным вещам);
  • делать массаж пальчиков и кистей;
  • перебирать крупы и бобовые, чтобы отыскать в них мелкую игрушку;
  • перекатывать карандаш в ладонях;
  • заниматься со шнуровками.

Совет 4. Играйте

Кроха познаёт мир через игру, и речевое развитие — не исключение. Пусть вашему малышу будет весело и интересно, и он обязательно захочет поделиться с вами своими впечатлениями!

Разговор с Мишкой

Возьмите в руки медвежонка и расспросите кроху от его имени. Пусть Мишка задаст вопросы:

  • Меня зовут Миша. А тебя как зовут?
  • Мне 3 годика. А тебе сколько?
  • А у тебя есть мама? А как её зовут?
  • У меня есть 3 братика. А у тебя есть братик или сестричка?

Что умеет самолёт?

Показывайте крохе разные картинки предметов или животных и спрашивайте: «А что он умеет делать?» Например:

  • «Что это?» Самолёт. «А что он умеет делать?» Летать.
  • «А это кто?» Котёнок. «А что он умеет делать?» Мяукать. Умываться. Играть. И так далее.

Звериное «караоке»

Усадите в круг игрушечных животных или их изображения: петушка, мышонка, лягушку, утку и так далее. Дайте малышу в руки кого-то из этой компании.

Возьмите куклу, которая будет выполнять роль учителя по вокалу, и спросите от её имени. «Я умею петь так: «Ляя-ляя-ляя.

А ты, петушок, как умеешь петь?» Пусть малыш ответит за петушка: «Ку-ку-ре-ку!» Затем вручите ему другую игрушку и продолжите диалог.

Говорим и показываем

Говорите с малышом простыми предложениями, а также в стихотворной форме, сразу же выполняя те действия, которые озвучиваете. Например:

Я вам куклу покажу

И про куклу расскажу.Вот у куклы голова,А вот глазки — их два.Вот у куклы носик,Ушки, щёчки, ротик.Вот у куклы ручки,Вот у куклы брючки.Вот у куклы ножки,А на них сапожки.Кукла глазки закрывает.Кукла глазки открывает.Наша кукла плакать может,Маша куколке поможет.Маша куколку качает,

Наша кукла засыпает.

Затем попросите ребёнка показать, где у неё глазки, щёчки, ручки и так далее. Чуть позже поставьте малышу другой вопрос: «А что это?» И показывайте на разные части тела и одежду.

Совет 5. Специальные упражнения

Специальные комплексы упражнений для губ, щёк и языка — это удел логопедов. Но есть и универсальные упражнения, которые можно делать в домашних условиях с мамой. Они помогут укрепить мышцы, от которых зависит чёткость произношения:

  • Попросите ребёнка надуть щёчки, а затем прижать пальчиком сначала одну, а потом другую (лопаем пузырь).
  • Вытягиваем губы трубочкой, а затем быстро улыбаемся, показав зубки.
  • Энергично высовываем и прячем язык, словно котёнок, который лакает молоко.
  • Дотрагиваемся язычком до внутренней поверхности щёк.
  • Щёлкаем язычком, как лошадка.
  • Широко открываем и закрываем рот.

Также стоит уделить внимание развитию речевого дыхания ребёнка. Малыша нужно обучить длинному плавному выдоху. Например, пусть ребёнок изобразит:

  • Как воет волк («У-у-у-у»).
  • Как плачет малыш («Уа-уа-уа-уа»).
  • Как перекликаются люди в лесу («Ау-ау-ау-ау»).

Чтобы закрепить правильное произношение твёрдого звука, предложите малышу в игровой форме произносить их изолированно:

  • Пусть кроха «полетает» по комнате, как комарик, произнося при этом звук «з-з-з-з».
  • Также можно предложить ему побыть пчёлкой и пожужжать: «Ж-ж-ж-ж».
  • А как свистит свисток? «С-с-с-с».

Совет 6. Обращаемся к специалистам

Обратитесь к логопеду, если:

  • ваш малыш нечётко произносит некоторые звуки и вы не видите улучшений, то есть выработалась привычка говорить неправильно;
  • кроха не выполняет ваши просьбы, не показывает то, что вы называете;
  • он не говорит вообще;
  • в трёхлетнем возрасте он не умеет строить простые предложения;
  • понимаете его только вы и члены вашей семьи.

В таких случаях, возможно, понадобится консультация и других специалистов.

Помимо очной консультации для родителей и ребёнка у специалистов, будет полезно также ознакомиться с рекомендациями из книг известных авторов:

  • «Развитие речи у детей 2–3 лет. Пособие для воспитателей и родителей», Л. Н. Смирнова.
  • «Развитие речи у детей 2–3 лет. Учебно-методическое пособие. От звукоподражания к словам», Е. Колесникова.

Развиваем речь в игре и общении

задача родителей — сделать любые занятия по развитию речи интересными и увлекательными для ребёнка. Иначе их трудно будет сделать регулярными, а это — основное правило для достижения прогресса. Ваш малыш научится говорить чётко и правильно формулировать свои мысли, если:

  • вы с рождения и даже с периода беременности общаетесь с ним;
  • он слышит много стишков, песенок, потешек;
  • вы играете с ним в словесные игры;
  • вы развиваете мелкую моторику;
  • вы мотивируете его быть активным;
  • вы не пускаете проблемы на самотёк, а вовремя обращаетесь к специалистам.

Ну а мы желаем гармоничного развития вашему малышу и вам, и до скорых встреч!

Источник: http://nii-evrika.ru/razvitie-rechi-u-detej-2-3-let/

Развиваем речь ребенка в 3 года

Развитие речи детей 3 лет

Речь ребенка в 3 года развита настолько, что мама и близкие люди без труда понимают малыша. Ребенок становится общительным, и пользуется своими умениями в различных ситуациях: в магазине и аптеке он заказывает продукты и лекарства.

На детской площадке рассказывает, кто купил ему новую игрушку и куда они собираются с мамой. В этом возрасте у малыша нет секретов от чужих.

Он выболтает все, что ему известно об отношении мамы с папой, о том, что думает бабушка по поводу соседей и прочее.

Активный словарный запас увеличивается каждый день и уже не поддается подсчету. Если на 3 день рождения малыш владел 250 словами, то через полгода в его запасе уже 1000 слов. Давайте  разберемся, как развивать речь ребенка в 3 года.

Артикуляционная гимнастика

Хотя у ребенка словарный запас большой, но страдает произношение. В этом возрасте артикуляционный аппарат еще недостаточно развит, поэтому малыши искажают некоторые звуки.

Особенно трудными представляются шипящие и сонорные звуки. Как мы можем помочь? Проводить артикуляционную гимнастику.

Если у вас нет специальной книжки по артикуляционной гимнастике, то предлагаем вам воспользоваться следующей сказкой.

Расскажите малышу, что его язычок живет в домике, где щеки – это стены домика, а ротик  — дверцы. Постучите пальчиком по щечке: «Тук-тук». Пусть дверцы домика откроются и малыш широко откроет рот.

Язычку интересно, кто пришел к нему в гости, поэтому он смотрит направо, налево, вверх, вниз (языком касаемся правого, левого угла рта, верхней и нижней губы).

Язычок никого не увидел и опять спрятался к себе в домик (ротик закрываем).

В домик опять постучали (стучим пальчиком по другой щечке), теперь язычок выглядывает в окно (просим малыша сказать «о», округлив губки). А вот и друг. «Давай вместе играть», — предлагает воображаемый друг (или игрушка).

«Хорошо», — соглашается язычок.

Язычок катается на качелях (попеременно касается верхней и нижней губы), играет на дудочке (вытягиваем губы и поем «ду-ду-ду»), надувает и лопает воздушные шарики (набираем воздух в щеки и хлопаем по ним ладошками).

Ух, как проголодались друзья. Пора и подкрепится. Будем печь блины (высовываем широкий язычок изо рта и, хлопая по нему губами, говорим «пя-пя-пя»), жуем блины и облизываемся (язычком облизываем верхнюю и нижнюю губу). Вот уже и вечер, друзьям пора домой. Язычок машет «пока-пока» и возвращается в свой домик.

Речевые игры

Речевые игры хороши тем, что в них можно играть везде: на прогулке, в магазине, в поликлинике, дома (когда вы заняты, а малыш скучает). Эти игры помогут перенести слова из пассивного словаря в активный. Давайте рассмотрим некоторые из них. Уловив суть, вы сможете придумать другие игры, учитывая интересы малыша.

Загадывайте загадки, используя выразительное описание предмета. Например: желтый, вкусный, сладкий, ароматный, сделан пчелами, его любит медведь, а Маша пьет с ним молоко на ночь. (Мед)

Следующую загадку загадывает ребенок. Если малыш использует мало описательных слов, то попросите подсказку. Какого цвета, формы, вкуса, для чего используется и т. д.

  1. Подбор глаголов к существительному и наоборот

Предложите малышу рассказать, что делает тот или иной предмет. Например: паровоз – едет, шумит, гремит, спешит, везет, гудит, дымит и т.д.

И наоборот, подбирайте существительные к глаголу. Например: Что или кто может идти: человек, животное, дождь, снег, телепередача и пр.

  1. Игры на обобщение и наоборот

Ваш ребенок уже знаком с такими общими  понятиями как игрушки, мебель, одежда, обувь, продукты, посуда, животные, сказки? Тогда можете предложить ему поиграть в эту игру.

Озвучьте предметы из какой-то категории, а малыш должен назвать их одним словом. Или вместе выберите одну категорию и по очереди говорите предметы.

Выигрывает тот, кто последним сможет сказать слово (не забудьте поддаться, малыши в 3 года еще не умеют проигрывать).

  1. Подбор существительных к прилагательному

Вы спрашиваете: что бывает острым (круглым, мягким, теплым, желтым и т.д.), а ребенок отвечает: нож, вилка, иголка. Если малыш любит соревноваться, можете говорить слова по очереди.

Спросите у малыша: что будет, если мы поедем в лес? Если ответ малыша односложный, задавайте наводящие вопросы: кого мы там увидим? Что будем делать?

Узнайте как – из аудиокурса “5 врагов регулярных занятий с ребенком: найти и обезвредить!”

Задавайте провокационные вопросы: что произойдет, если зимой выйти на улицу в легком платье? Что будет, если мама не посолит суп?

Театральные постановки

Говоря о том, как развивать речь ребенка в 3 года, нельзя не упомянуть о таком инструменте, как театр. Здесь могут быть различные варианты:

Фланелеграф

Фланелеграф (ковролинограф) в обязательном порядке сейчас имеется во всех развивающих центрах, логопедических кабинетах, детских садах. Это столь универсальное пособие, что переоценить его развивающие возможности сложно. Для использования дома можете сделать фланелеграф сами.

Если вы сделаете набор карточек для разыгрывания сказок, то ваш малыш с удовольствием будет пересказывать сказки и сочинять новые. Часто дети стесняются, когда их просишь рассказать сказку, но возле фланелеграфа стеснение проходит. Малыш ставит карточки одну за одной и рассказывает сказку, иногда меняя конец на новый.

Или смешивает всех персонажей, наделяет их новыми качествами и рассказывает свою сказку.

Куклы – перчатки

В возрасте 3 лет, ребенок одушевляет игрушки. А когда игрушка шевелится, машет руками и кивает головой, то не остается никаких сомнений, что она живая. С такой игрушкой малыш поделится сокровенными тайнами и тревогами, расскажет последние новости и будет повторять «сложные» слова. Перчаточная кукла поможет выучить песенку или стишок и расскажет забавную историю, если малыш загрустит.

Ролевые игры с костюмами

В возрасте 3 лет начинает формироваться ролевая игра. Малыш с удовольствием берет на себя роль и исполняет ее.

А наличие даже небольшого элемента костюма (маска из бумаги, ушки зайца, крылья бабочки) переносят в мир сказки, и ребенок начинает вести себя по-другому и говорить новые слова, о знании которых вы даже не подозревали.

Например, одна трехлетняя «бабочка» рассказала: «Я бабочка, я легкая и воздушная, я порхаю с цветка на цветок. Посмотрите на меня, я — сама элегантность!».

Детям также нравится разыгрывать известные им сказки, изменяя сюжет по настроению. Позвольте им быть главными, и вы удивитесь их фантазии, памяти и словотворчеству.

Развитие мелкой моторики

Когда мы развиваем речь ребенка в 3 года, то не стоит забывать о необходимости продолжать занятия по развитию мелкой моторики. В этом возрасте малышу становятся доступны более сложные пальчиковые игры. Некоторые из них можете посмотреть в этом видео:

 https://www..com/watch?v=WR_u-xihYFM

Лепка из пластилина дается малышу все лучше. Малыш уже хорошо лепит шарики, колбаски и лепешки. Используя пошаговые инструкции из книги Рони Орена «Секреты пластилина», ребенок легко слепит забавных зверюшек. Из них можно будет сделать выставку и показывать гостям.

Пуговичные тренажеры и шнуровки подойдут для развития мелкой моторики, если малыш ими еще не овладел в полной мере.

Пишем письмо

Предлагайте ребенку периодически писать письма: папе о прошедшем дне или бабушке об интересных событиях на этой неделе. Такая игра развивает навык письменной речи. Пусть малыш диктует, а вы записывайте. Когда письмо готово – прочитайте его ребенку и спросите, не хочет ли он что-нибудь изменить.

Поначалу предлагайте свои варианты, «как сказать лучше». Постепенно малыш научится красиво выражать свои мысли, и письма станут интереснее. Обязательно зачитывайте письма папе и бабушке и храните их.

Во-первых, вам будет с чем сравнить, а во-вторых подросшему ребенку будет интересно читать свои первые рассказы.

https://www.youtube.com/watch?v=NuxhWAuvVMM

Когда мы развиваем речь ребенка в 3 года, нам нужно направлять свои усилия в разных направлениях: увеличение активного словаря, улучшение произносительной стороны речи, расширение понимания речи ребенком. Эти и многие другие задачи вы сможете решить, используя приведенные игры.

Источник: https://razvivash-ka.ru/razvivaem-rech-rebenka-v-3-goda/

Речевое развитие детей 2-3 лет

Развитие речи детей 3 лет

Мы все с нетерпением ждем, когда наши крохи начнут говорить. К годику они произносят долгожданное «мама», «папа». До двух лет ребенок выговаривает  в основном несколько слов или словосочетаний.

В чем проявляется задержка речи у трехлетних детей?

После двух лет в речи малыша может произойти неожиданный скачок, способствующий дальнейшему развитию речи. Он начинает связывать слова в предложения, словарный запас, который накопился в памяти, буквально вырывается наружу.

К 3 годам все дети неплохо говорят, пытаясь рассказывать о своих впечатлениях и переживания. И хотя речь ребенка 3 лет не всегда понятна из-за плохого умения пользоваться речевым аппаратом и правильно связывать слова, не пугайтесь. Это нормальный процесс. Не мучайте малыша походами к врачу логопеду.

Лучше сходите к стоматологу. Задержка речевого развития может быть обусловлена короткой уздечкой или неправильным прикусом.

Врач посоветует, каким образом и когда лучше заняться лечением. Например, если уздечку ребенку не подрезали в роддоме или в младенческом возрасте, в следующий раз это можно сделать в 5-7 лет. Иногда дефект устраняют несложные упражнения для речевого развития без оперативного вмешательства.

Какой должен быть уровень?

Уровень развития речи ребенка 3 года уже позволяет ему пользоваться небольшими предложениями и даже распространять их прилагательными.

Малыш высказывает свои суждения обо всем, что его окружает, делает свои умозаключения. Он пытается обобщать, объединяя сходные предметы или явления в одну группу.

В это время активно формируется умение использовать падежные окончания и формы глаголов, в речи появляются местоимения (он, мой, твой), числительные (один, два), наречия (там, тут), притяжательные прилагательные (мамин, бабушкин).

Ребенок в этот период очень чутко относится к звучанию языка:

  1. создает новые слова или формы слов,
  2. пытается рифмовать,
  3. более отчетливо произносит звуки и слоги.

Причем все фонетические изменения в речи малыша происходят наряду с совершенствованием грамматики.

В целом, речь детей 3-4 лет характеризуется словарным запасом в 1500-2000 слов.

Однако, несмотря на все достижения, детская речь в этом возрасте далеко не идеальна. Не всегда получается составить связный и понятный взрослым рассказ, много грамматических ошибок, неточно употребляются предлоги и падежные окончания. Такая задержка речевого развития у детей может быть обусловлена множеством факторов.

Не обходится и без проблем в произношении определенных звуков, например, свистящих (с, ц) и сонорных (р, л). Задержка речевого развития может выглядеть по-разному.

Например, если свистящий звук находится рядом с другим согласным, ребенок может опустить один из этих звуков в своей речи  (сол – стол), а в случае с сонорным согласным — заменить его похожим звуком (двель – дверь).

Нередко дети путают звуки ц – с, ш – с, р – л, взаимозаменяя их.

В труднопроизносимых словах малыш может опускать и даже переставлять не только отдельные звуки, но и целые слоги (апельсины – лепесины), или придумывать собственные обозначения (огурец – пеха), новые грамматические формы (наесться макарон – намакарониться).

Интересно наблюдать за детьми, которые в 3-4 лет посещают различные кружки или детские сады, где учат сразу несколько языков. Поскольку речь ребенка в 3 года еще окончательно не сформировалась, дети могут смешивать слова из разных языков. Однако этот факт не означает, что налицо задержка развития у малыша. Например, a pencil (англ.) + пензлик (рус.) = э пензлик (карандаш). Не пугайтесь.

Все «широховатости» речи этого возраста не патология, постепенно они уйдут, и большую роль в этом процессе будет играть внимание взрослых.

Как исправить недостатки? Интересные игры и творчество

Какие же действия родителей помогут быстрее исправить недостатки речи у детей?

  1. Если присутствует задержка речевого развития, прежде всего, взрослые должны корректно и ненавязчиво исправлять малыша, если он неверно употребляет слово или его грамматическую форму. Повторите фразу ребенка правильно. Следите за своей речью.
  2. В ней не должно быть слов-«паразитов», иначе через некоторое время вы услышите их из уст своего сына или дочери. Помните, что «выдать» он может их где угодно: в магазине, в гостях, в транспорте. И как бы Вам не пришлось за него краснеть.
  3. Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов также не идет ребенку на пользу. Они тоже могут провоцировать задержку речевого развития. Произносить их намного сложнее, и ваш кроха, скорее всего, начнет говорить неразборчиво, невнятно. Лучше называйте слова так, как они есть на самом деле.

Например, говорите слон, а не слоник, глаз, а не глазик, рот, а не ротик. Иначе в будущем Ваш ребенок так и будет называть эти слова.

Если вы не уверены, что сами являетесь образцом литературной речи, больше читайте ребенку книги, стихотворения, народные и авторские сказки, где текст проверен веками.

Речевое развитие детей 3 лет напрямую зависит от развития мелкой моторики (т.е. стимулирование кончиков пальцев).

Учеными доказано, что люди, которые в старости имеют хобби, связанные с мелкими движениями пальцев, дольше сохраняют ясность ума.

Детский ум тоже развивается быстрее, если ребенок занимается рукоделием или играет с мелкими предметами. Поэтому прививайте малышу любовь к творчеству, предлагайте соответствующие упражнения или игры:

  1. лепите с ним игрушки из пластилина, теста или глины,
  2. делайте аппликации,
  3. плетите бусы из бисера или камешков,
  4. играйте с маленькими игрушками и т.д.

Если у вас не хватает умения и фантазии, существует масса методических пособий для родителей с заготовками для поделок, где показано, как делать подобные упражнения.

В конце концов, поиграйте с ним в пальчиковые игры. Вспомните, как в детстве папа и мама показывали вам театр теней только с помощью рук, складывая из пальцев мордочки животных. Пусть и ваш кроха попробует сделать кошечку или собачку. Такие игры приносят массу восторга!

Еще один немаловажный момент, от которого зависит качество речевого развития детей до 3 лет, – это грамотное и заинтересованное общение с ними родителей.

Нельзя просто слушать детей, поддакивая им, в этот момент думая о своем. Задавайте крохе вопросы, стимулирующие логическое и образное мышление, разговаривайте с детьми. Например, «какого цвета этот листик?», «какого цвета бывают листья на деревьях?», «какой листик на ощупь?».

Расскажите малышу, что каждый предмет может иметь несколько характеристик: вода прозрачная и прохладная, яблоко красное и гладкое и т.д.

Если вы читали сказку или стихотворение для детей, попросите пересказать содержание. При этом следите, чтобы слова произносились как можно внятнее и отчетливее, обращайте на это внимание.

Можно поиграть с ребенком в ролевые игры.

Предложите малышу представить себя в роли продавца в магазине, воспитателя детского сада, какого-нибудь сказочного персонажа (мишки, зайчика) – вариант игры может быть любой.

Такие упражнение стимулируют управление силой и высотой голоса. Самое главное, что несут в себе такие занятия, это спокойствие: нужно стараться не кричать на ребенка, не раздражаться, когда что-то не получается.

Мультфильмы и видео

У большинства родителей бытует мнение, что мультики и видео не способствуют развитию речи. Наоборот, из-за частого просмотра телевидения происходит задержка речевого развития.  Отчасти это так.

Если ребенок смотрит мультфильмы бесконтрольно, часами, то задержка речевого развития действительно может присутствовать.

Когда малыш смотрит мультики, не возникает обратной связи, т.е. ребенок ничего не говорит в ответ.

Однако можно предложить крохе развивающие мультики, картинки на видео, просмотр которых будет строго дозирован. Такие мультфильмы могут содержать упражнения, игры, картинки, занятия, стимулирующие разговор. Это так называемые интерактивные мультфильмы.

Такие мультики специально разрабатываются педагогами, логопедами, врачами. Мультфильмы призывают ребенка сказать что-либо, повторить за диктором, ответить на вопрос. Упражнения в них поданы в форме игры, поэтому ребенку не бывает скучно. Все мультфильмы показываются в размеренном темпе, чтобы кроха понял, о чем речь.

Например, на видео могут быть записаны картинки, которые ребенку предлагается просмотреть. Параллельно диктор озвучивает картинки. Такие мультфильмы дают хорошие результаты, как показывает практика. Задержка развития речи если не ликвидируется полностью, то, по крайней мере, значительно уменьшается.

Скачать такие мультики можно на сайте. Мультфильмы достаточно показать в течение получаса за весь день. Если это картинки на видео, то показываться такие картинки должны в течение нескольких секунд каждая.

Мультики не обязательно скачивать. По желанию смотреть развивающие мультфильмы можно онлайн. В них тоже действуют любимые малышами герои, однако нацелен сюжет на развитие речи детей. Эти мультфильмы не принесут вреда вашему крохе, а видео занятия, наоборот, будут способствовать развитию речи.

Рекомендации и выводы

Помните: ваше дитя только учится говорить. Качество речевого развития детей в 3-4 года еще очень далеко от речи взрослого человека, и это нужно принять как факт.

Чем больше вы будете беседовать с малышом, проводить с ним занятия, игры, акцентировать его внимание на особенностях ударения или произношения слов, смотреть развивающие видео, мультфильмы, картинки, тем быстрее вы добьетесь результата.

Важно не только научить правильно говорить, но и «слушать» язык, чтобы ребенок, когда подрастет, в куче «словесного мусора» нашей сегодняшней жизни мог увидеть бриллианты: говорить не на языке уличной шпаны, а на языке Пушкина, Достоевского и Толстого…

«Учимся говорить красиво» для детей 3-4 лет:

Также вы можете посмотреть видео с элементами передачи, которую ведет известный педиатр Евгений Комаровский.

Источник: http://steshka.ru/rech-rebenka-3-let-vse-o-razvitie-rechi

Развитие речи в 3 года

Развитие речи детей 3 лет

В период от года до пяти лет речь малыша стремительно развивается, особенно на третьем году его жизни. Это логично и понятно! Ведь карапуз взрослеет, активнее познает мир, изучает различные предметы, их строение, интересуется их предназначением.

Немаловажным положительным фактом развития речи малыша является то, что он посещает детский сад или детский развивающий кружек.

Пребывание в коллективе – это уже залог развития разговорной речи, а если еще и в домашних условиях с ребенком занимаются, то успех обеспечен.

Какая должна быть речь ребенка в 3 года:

1. Словарный запас составляет около 300 слов

2. Осмысленно говорит: как его зовут, называет пол и свой возраст. Причем возраст говорит, показывая пальчиками количество лет.

3. Точнее и понятнее произносит слова. Теперь не только мама или папа могут понять: что он говорит, но и посторонние люди. К примеру: ребенок говорит на стул –«тул», на пакет – «капет», на открой – «кой».

4. С его словарного запаса практически ушли облегченные варианты слов. К примеру, малыш, если хочет на улицу, то уже не говорит: «Ту-ту», а может сказать: «Хочу на улю.»

5. В своей речи он использует глаголы и прилагательные. Причем, если он пришел, то так и говорит: «Я присёл».

6. Понимает и употребляет обобщающие слова. К примеру: миску, ложку, чашку называет посудой; куклы, машинки, мячики – игрушками.

7. Изучает части предметов и осваивает их названия. К примеру, трехлетняя малышка берет куклу и называет, показывая: где у нее глазки, где носик, где волосы…

8. Выдумывает слова, удобные для выражения его мыслей. Так, например, чтобы не говорить, что он катался на качелях, малыш говорит, что он каруселился.

9. Обращает внимание на то, что другой ребенок говорит то или иное слово неправильно и даже пытается исправить его.

https://www.youtube.com/watch?v=SFvwNmeqvIo

Речь детей в 3-4 года улучшается тем, что они начинают правильно выговаривать буквы «ч», «щ», «ж» и «ш» и, если замечают за собой неправильное произношение, то пытаются себя исправить, что очень похвально. Также могут пересказать сюжет любимой сказки «Курочка ряба», «Репка», «Теремок» и т.д.

Развитие речи детей 3 лет зависит от многих факторов и обстоятельств

Основные из которых:

  • регулярное общение малыша  с близкими людьми. Причем взрослые не должны «сюсюкать», а четко и правильно говорить слова.
  • взаимодействие с окружающими предметами в помещении, природой на улице, обогащение его внутреннего мира и развитие жизненного опыта. Стремитесь, чтобы кроха обращал внимание на природные явления, действия людей, животных или птиц. Во время прогулки скажите малышу: «Смотри, как плывут тучки, как едет машина, как прыгает воробушек, как играют в футбол ребята…!».
  • разговор с малышом о прошлом. Когда папа пришел с работы, он может спросить: «А что ты кушал? Куда ты ходил? С кем играл?…» Бабушки и дедушки, знакомые, которые каждодневно не видят малыша могут спросить о том, чем они занимаются в детском саду, какие стихи учат и т.д. Это не только положительно скажется на речи малыша, но и на его памяти и мышлении.
  • игры, занятия с карапузом, а так же просмотр мультфильмов. Во время или после таких мероприятий ребенок и взрослый общаются, обсуждают и делятся впечатлениями. Это очень важно не только для речи, но и для общего развития малыша.
  • совместный с малюткой просмотр картинок и фотографий. Вы показываете на изображение, а малыш говорит название. Картинки желательно брать с изображением животных, любимых сказочных или мультипликационных героев и т.д. Фотографии, конечно же, лучше брать семейные. Малыш с удовольствием будет показывать, и говорить: где папа, где мама, где он сам…
  • чтение малышу сказок и рассказов, а потом обсуждение и пересказ прочитанного материала.
  • разучивание вместе с малышом простейших стихотворений и песенок. Тем самым карапуз будет тренировать память, обогащать речь, развивать ритмичность и мышление.
  • Так же в сети можно найти достаточное количество видео с развивающими занятиями для развития речи, где квалифицированные детские логопеды показывают и рассказывают, как правильно проводить занятия с малышом. Вот одно из таких видео уроков:

Случается так, что ребенку 3 года и он не разговаривает! Почему?

Причины бывают разные:

1. Неврологические нарушения и родовые травмы, которые поражают кору головного мозга. В этом случае малыш проходит регулярное обследование у специалистов, а в частности у невропатолога.

2. Малыш болен аутизмом – психическим заболеванием, выражающимся нежеланием ребенка контактировать с чем-либо или с кем-либо.

3. У карапуза проблемы со слуховым аппаратом. Некоторые из родителей даже и не подозревают о наличии такой патологии у своего ребенка.

4. Если с малышом не занимались или мало уделяли этому внимание. Я имею в виду элементарное общение с ним, чтение ему книг, рассматривание картинок.

5. Протест малыша на чрезмерную опеку и внимание. Если карапуза регулярно заставляют повторять текст, непрерывно задают вопросы, на которые он должен отвечать и т.д., то малыш устает, злиться и в результате у него развивается негативный невроз.

Что делать, если в 3 года ребенок не говорит?

Вам, уважаемые родители, нужно действовать и как можно скорее!

А именно:

  • показать малыша психологу, невропатологу и логопеду для выяснения причины отсутствия речи
  • активизировать процесс общения с крохой. Совместно просматривать мультипликационные фильмы, играть в куклы и т.д., обсуждая, делясь впечатлениями.
  • читать карапузу книги, рассматривать с ним картинки, задавая при этом простые наводящие вопросы.
  • развивать мелкую моторику рук, которая непосредственно связана с развитием речи малыша. Для этого можете использовать специально разработанную пальчиковую гимнастику, пластилин, крупу и т.д.
  • занимайтесь с крохой по методике слухового внимания
  • выполняйте с малышом логопедические упражнения, которые укрепляют мышцы лица
  • посетите логопеда, где будет разработана специальная программа для ребенка 3 года, направленная на ликвидацию речевой патологии.

Источник: http://mamapapadetki.ru/razvitie-rechi-v-3-goda/

Как развивать речь у ребенка в возрасте 2-3 лет?

Развитие речи детей 3 лет

22.01.2019

Ребенок в 2-3 года уже должен начать разговаривать. Даже если речевое развитие ребенка в этом возрасте соответствует нормам, его нужно продолжать развивать и совершенствовать. Для этого используются различные методы, но заниматься с детьми нужно по определенным правилам.

Нормы речевого развития у детей 2-3 лет

Речь ребенка в 2 года представлена преимущественно звуковыми сочетаниями, отдельными словами и простейшими фразами. Прилагательные и предлоги не используются, фразы часто строятся нелогично. В таком возрасте дети не могут пересказывать услышанный материал.

К двум годам словарный запас ребенка составляет около 300 слов, к концу третьего года жизни это число возрастает примерно в 5 раз.

Такая статистика относится к активному словарному запасу, то есть словам, которые ребенок способен произнести сам.

Выделяют также пассивный словарный запас, то есть слова, которые ребенок понимает, но не использует – его размер превышает активный словарный запас примерно вдвое.

https://www.youtube.com/watch?v=Z1GLLoHcM-8

В 2 года ребенок понимает двухступенчатые инструкции, например: «Сходи на кухню и принеси кружку». Его речь дополняется простыми глаголами, включает слова из двух слогов, но слова из трех слогов произносятся ошибочно.

Почему ребенок не разговаривает в 2,5 года и что с этим делать − узнаете из этой статьи.

К 2,5 годам ребенок пользуется фразами в 2-4 слова. К трем годам в речи появляются предложения, чаще из трех слов.

Осваивается множественное число, понятен смысл сложноподчиненных предложений типа «Когда придем домой, то ты должен помыть руки». В этом возрасте ребенок также начинает пользоваться изменением интонации, громкости голоса.

Помимо существительных и глаголов используются прилагательные и местоимения, возможно применение предлогов.

В 2-3 года дети должны хорошо произносить гласные звуки и ряд согласных. Допускается нечеткость в произношении шипящих, свистящих, звуков «р» и «л». Речь ребенка по большей части (не менее 60%) должна быть понятна взрослым.

Нормальное речевое развитие ребенка в 2-2,5 года подразумевает следующее:

  • понимание речи – это относится к ее смыслу, обсуждению событий и явлений в различных временах (прошедшее, настоящее, будущее);
  • способность к подражанию – повторение фраз, потешек, коротких стихов;
  • использование многословных и сложных предложений, хотя с точки зрения грамматического строя они могут быть неправильными.
  • речь – основное средство общения со взрослыми людьми, своими сверстниками.

Методы развития речи у детей 2-3 лет

Развивать речь у ребенка 2-3 лет можно разными способами. Не следует останавливаться только на одном варианте – следует грамотно сочетать и чередовать их.

Чтение для развития речи

В 2-3 года дети еще не умеют читать, но книги нужно активно использовать для развития речи. Ребенку каждый день нужно читать вслух.

Выбирать при этом надо книги, соответствующие возрасту малыша – он должен хорошо понимать смысл прочитанного материала, интересоваться им.

Можно выбирать короткие произведения или разделять длинную сказку на несколько частей, но каждая из них должна быть логически завершена.

Обязательно надо обеспечить ребенка книжками с картинками. Он может рассматривать их самостоятельно, а также с родителями. Хорошо использовать книжки-раскладушки, озвученные книги.

Полезно осваивать пересказ. Нужно прочитать короткую сказку и попытаться ее пересказать с ребенком. Взрослый человек говорит большую часть текста, а ребенок вставляет отдельные слова и фразы, подсказывает, когда мама (папа) ошибается. Для пересказа нужно выбирать хорошо знакомые и простые сказки.

Игры на развитие речи

Существует множество игр, с помощью которых осуществляется развитие речи. Детей 2-3 лет могут заинтересовать следующие варианты:

  • Любимые игрушки. Ребенку надо предложить показать его любимую игрушку и рассказать, как он с ней играет. Можно также попросить сделать простейшее описание: большое-маленькое, мягкое-твердое, цвет. Когда ребенок расскажет про одну игрушку, надо попросить его показать еще что-нибудь.
  • Действие на картинке. Ребенку нужно показывать картинку и спрашивать, что на ней делает персонаж (мальчик играет, котенок спит). Можно задавать и другие вопросы, что одето на девочке, какого цвета ее бант.
  • Кто что умеет. Ребенку можно показывать картинку или игрушку и спрашивать, что она умеет – машинка ездит, солнце светит, мыло моет, самолет летит, корабль плывет.
  • Для чего это надо. Нужно показывать ребенку различные предметы или картинки с их изображением и спрашивать, для чего они нужны. Из кружки пьют, ложкой едят, мяч бросают, молотком забивают гвозди.
  • Кто как говорит. Можно показывать ребенку картинку с изображением животного или соответствующую игрушку и спрашивать, как оно разговаривает. Можно делать это под музыку, организовать пальчиковый театр или концерт животных.
  • Игрушка прячется. Необходимо убирать игрушку в разные места, чтобы ребенок видел, и спрашивать: «Куда спряталась машинка (котенок, мячик)». Эта игра позволяет пополнить словарный запас, помогает осваивать предлоги.
  • Выбери картинку. Перед ребенком надо положить несколько картинок и описать одну из них. Ребенок должен выбрать, какая картинка подходим под описание – им забивают гвозди (молоток), из нее ты кушаешь кашу (тарелка), ею подметают пол (метла).
  • Добрый доктор Айболит. Сначала ребенку надо прочитать сказку, а затем поиграть в доктора. Надо по очереди вызывать игрушки на прием. Ребенок должен сказать, кто это и что у него болит. Затем зверушку можно вылечить.
  • Телефон. Для такой игры хорошо использовать игрушечный или настоящий телефон. Нужно задавать по нему (понарошку) различные вопросы ребенку, а тот будет на них отвечать.
  • Магазин. Для этой игры надо сделать бумажные деньги, организовать витрину. Взрослый играет роль покупателя, а ребенок – продавца. Можно показать на какую-либо игрушку на витрине и спросить, кто это и что она умеет делать. Ролями нужно по очереди меняться.

Общие правила проведения занятий по развитию речи с детьми 2-3 лет

Развитием речи надо заниматься с любым ребенком. Делать это следует по определенным правилам:

  • Систематичность. Занятия надо проводить регулярно, лучше заниматься каждый день. При этом занятия должны быть недолгими, иначе ребенку они быстро надоедят.
  • Спокойствие. Родителям надо запастись терпением, так как заниматься ребенком надо постоянно, а некоторую информацию дети могут долго не усваивать. Нельзя повышать голос, заниматься с ребенком в плохом настроении, любой негатив должен быть исключен.
  • Игровая форма. Дети в 2-3 года неусидчивы, быстро переключают внимание, отвлекаются, а игра является основным видом их деятельности, поэтому и занятия с ними надо организовывать в соответствующей форме. Она лучше воспринимается детьми, игры хорошо запоминаются.
  • Использование наглядных материалов. Ребенок в этом возрасте еще плохо воспринимает информацию, поэтому важно широко использовать наглядный материал. Это могут быть различные карточки, плакаты, фигурки, обычные игрушки. Этот список ограничивается только фантазией родителей.

Занимаясь речевым развитием с ребенком, необходимо следить и за своей речью. Дети хорошо подражают взрослым, поэтому строить свою речь надо грамотно, говорить четко и понятно, отказаться от диалектов и иностранных языков. Взрослые не должны сюсюкать, подражать детскому лепету, использовать детские заменители слов.

Что делать, если ребенок к 2-3 годам не начал говорить?

В норме ребенок в 7 месяцев начинает лепетать, а до конца года осваивает первые слова. Затем в речи используются простые фразы, состоящие из существительных и глаголов. В 2-3 года речь становится достаточно разнообразной, а ее грамматическая структура усложняется.

Если ребенок не начал говорить к 3-х летнему возрасту, то родителям следует забеспокоиться. Необходимо обратиться к специалисту, так как причина отсутствия речи может быть следующей:

  • нарушения слуха;
  • задержка развития (часто возникает у недоношенных детей, при родовых травмах);
  • умственные отклонения.

Ребенок может не говорить из-за отсутствия мотивации, когда родители предугадывают все его желания, дают необходимую вещь, стоит только протянуть руку. В таком случае нужно изображать непонимание. Если ребенок хочет конфету и тянет руку, то нужно делать вид, что его просьба непонятна, поэтому он должен выразить ее словами.

Еще одна причина неразговорчивости малыша – отсутствие общения. Это касается не только отношений внутри семьи, но и контакта со сверстниками.

Дети до 3 лет часто еще не ходят в садик, а если их сверстников нет и на игровых площадках, то общаться попросту не с кем.

Необходимо обеспечить ребенку общение, посещать площадки, где больше его сверстников, записать его в какой-нибудь кружок или школу развития.

Если ребенок не говорит в 2-3 года, а ранее уже начинал разговаривать, то причина обычно кроется в нервном потрясении. В этом случае необходимо лечение.

Отсутствие речи может быть связано с билингвизмом – использованием двух языков в семье. Ребенок может знать довольно много слов, но не понимать их. Решение проблемы простое – хотя бы до достижения 5 лет ограничиться использованием одного языка, пусть ребенок сначала освоит одно направление.

Если ребенок к 2-3 годам не разговаривает, то надо развивать мелкую моторику, больше общаться с ним. Заниматься надо регулярно, но не перегружать ребенка.

Развитие речи крайне важно для детей 2-3 лет. Ребенок в таком возрасте еще только освоил простейшую речь, пополняет свой словарный запас, учится выражать свои мысли. Родители должны принимать активное участие в речевом развитии ребенка – для этого существует множество различных методов.

Источник: https://telemedicina.one/logopediya/razvitie-rechi-u-detej-2-3-let.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.