Речь детей 3 лет

В 3 года речь ребенка не разборчива

Речь детей 3 лет

Большинство родителей настораживает, что ребёнок в 3 года не разговаривает или общается хужесверстников. Чтобы поднять уровень развития речи необходимо заниматься с детьми ипри необходимости подключать специалистов.

Для ориентирования в степени развития речи родителям можно ориентироваться на примерные таблицынормального развития речи ребенка.

Таблица нормального развития речи

Возраст Форма речи
1 — 2 месКрик, с помощью которого выражает радость либо раздражение
2 — 3 месПоявляется гуление, попытки произносить первые простые слоги
4 — 5 месПопытки повторения слов за взрослым
6 мес — 1,2 годаПроизношение первых слов, состоящих из простых слогов (ма-ма, ба-ба, ки-са…)
1,6 — 2,2 годаОбъединяет по 2-4 слова в предложения
1,9 — 2,6 годаНачинается период вопроса: «что это?»
2,4 — 3,6 годаПытается строить предложения с использованием чисел
2,6 — 4 годаАктивно разговаривает, общается с игрушками и может рассказать о себе (чем занимается…)

Таблица необходимого словарного запаса

Возраст Количество слов
1 год9 слов
1,5 года39-100 слов
2 года200-400 слов
3 года1000-1100 слов
4 года1600-1926 слов

Так в возрасте трех с половиной лет ребёнок часто знает и умеет следующее:

  • Говорит своё имя, фамилию и отчество.
  • Знает имена родственников и друзей.
  • Воспринимает образы и описывает любую увиденную ситуацию
  • Говорит простыми предложениями и постепенно переходит в более сложные.
  • Определяет предметы по группам: сковорода, тарелка, чашка — это посуда; куртка, штаны, футболка — это одежда и т. д.
  • Находит признак предмета: окно белое, стол деревянный, стакан стеклянный и др.
  • Знает действия человека или животного: дядя идёт, кошка сидит, мальчик бежит.
  • Повторяет услышанное.
  • Пересказывает мультфильм или сказку.
  • Говорит не только громко, но и тихо.

В этом возрасте нечёткое произношение, замена шипящих звуков на свистящие («ж» на «з», «ш»на «с»), а также неумение произносить «л» или «р», считаются допустимыми, и не требуюткорректировки.

Развитие речи у детей особенное и индивидуальное. Одни дети знают меньше слов,другие — больше. Так что это только ориентиры. Если регулярно заниматься с ребёнком, можно получитьхорошие результаты.

Возможные проблемы

Безречевые дети в возрасте 3,5 лет, на первый взгляд выглядят одинаково — они не могутпроизнести не только фразы, но и слова, или делают это с трудом.

Однако неговорящие дети имеютсовершенно разные дефекты:

  • Моторная алалия. При этой патологии ребёнок понимает обращённые к нему слова, но самничего сказать не может. Дефект связан с тем, что клетки головного мозга, отвечающие заречевое развитие, еще не созрели или были поражены в раннем возрасте, в течениевнутриутробного периода.
  • Сенсорная алалия. Здесь нарушено понимание речи, и это обстоятельство влияет наформирование собственных высказываний.
  • Дизартрия. При дизартрии речь сохраняется, но из-за дефектов центральной нервной системыили нарушенного артикуляционного аппарата (волчья пасть, заячья губа, нарушениеиннервации губ и языка) слова произносятся смазано и нечётко.
  • Афазия. Тяжёлое нарушение, ведущее к нарушению интеллектуального развития, когда речьбыла, но из-за поражения головного мозга начался её распад. При этом и язык, и губы, и слухребёнка развиты нормально.
  • Задержка развития речи (ЗРР) или темповая задержка. До 4–5 лет можно надеяться, что уребёнка разовьются структуры головного мозга, ответственные за формирование речи. У детейс ЗРР речь развивается в той же последовательности, что и у сверстников, но гораздомедленнее.
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР). У детей с ФФНР нарушено различениезвуков (фонем), близких по звучанию, из-за этого, в дальнейшем могут возникнуть трудностиосвоения чтения и письма.
  • Нарушение слуха в раннем возрасте затрудняют восприятие речи окружающих, из-за чего ребёнок неможет анализировать смысл сказанного и правильно воспроизводить слова. Обширность проблемызависит от слабости слуха, а также от того, в каком возрасте произошли нарушения:- врождённаяформа или приобретённая в период сформировавшихся навыков речи в 2–3 года.

Причины задержки речевого развития в этом возрасте

В основе большинства случаев проблемы лежит недоразвитие или повреждение центральной нервнойсистемы. Нарушения могут возникнуть во время беременности матери, во время родов, в периодноворожденности или в раннем детстве.

Основные причины недоразвития речи:

  • токсическое поражение или инфицирование женщины в период ожидания ребёнка;несовместимость с матерью по резус-фактору, генетические заболевания;
  • родовая травма;
  • асфиксия в родах;
  • имеются нарушения или отсутствие слуха;
  • нейроинфекции и черепно-мозговые травмы, перенесённые в раннем детстве;
  • наследственная предрасположенность;
  • органическое недоразвитие ЦНС;
  • педагогическая запущенность, жизнь в социально неблагополучной среде;
  • неблагоприятные условия воспитания, когда малышом никто не занимается, с ним малоразговаривают.

Что делать и к кому обращаться

Если к трём годам речь развита на недостаточном уровне, следует посетить педиатра длявыявления возможных проблем медицинского и психологического характера.

Как правило, он не ставитдиагноз, но выслушав жалобы, понаблюдав за ребёнком и изучив медицинскую историю малыша, можетдать направление к специалистам различного профиля:

  • логопед — проводит занятия для постановки правильного произношения;
  • отоларинголог — занимается заболеваниями уха, горла и носа и может диагностировать патологиистроения речевого аппарата (короткая уздечка под языком, тонус мышц языка и мягкого нёба);
  • невролог — определяет причины задержки речевого развития, связанные с патологиями отделовголовного мозга;
  • психолог — выявляет немедицинские факторы, такие как детские страхи, нежелание общаться,неврозы, педагогическая запущенность.

Как научить ребёнка разговаривать в 3 года

При серьёзных патологиях коррекцией речи занимаются узкие специалисты: логопеды, дефектологи. Возможно медикаментозное решение неврологических проблем. Если же ребёнок просто не торопитсяразговаривать или живёт в неблагоприятной речевой среде, помочь ему справится с проблемой необходимосамим родителям.

Основные рекомендации:

  • Развитие понимания речи — малыша просят выполнить просьбу (покажи ушки, дай ручку).

Источник: https://www.medaid.ru/logopedy/dety/3-ne-razborchivo/

Как выявить и лечить задержку речевого развития у детей 3 и 4 лет?

Речь детей 3 лет

Задержка речевого развития у детей (ЗРР) – сложное заболевание, при котором развитие речи значительно отстает от принятых возрастных норм.

Несмотря на то, что каждый малыш индивидуален, к 3-4 годам он должен внятно и связно говорить. ЗРР отмечается в том случае, когда интеллектуальное развитие ребенка соответствует его возрасту, а речь значительно отстает.

Это заболевание эффективно лечат у детей до 7 лет. Как же вовремя его распознать?

Нормы развития детской речи

У каждого ребенка свой темперамент, своя наследственность. На его развитие влияет множество факторов.

Приведенные нормы являются относительными: если развитие речи малыша отклоняется на несколько месяцев, переживать не следует. Также нужно учитывать, что мальчики обычно начинают говорить на 5 месяцев позже девочек.

На приведенные данные нужно ориентироваться, чтобы выяснить, соответствует ли речь крохи его возрасту.

Малыш должен уметь:

  • к году произносить не менее 10 слов, понятных ему самому и близким людям (при этом ребенок должен знать название простых предметов и известных ему действий);
  • к 2 годам говорить короткими предложениями (из 2-3 слов), его словарный запас увеличивается до 100 слов;
  • в 2,5 года правильно (или почти правильно) произносить около 300 слов, знать и называть свое имя, использовать прилагательные, задавать несложные вопросы;
  • к 3 годам составлять небольшой рассказ из нескольких предложений, правильно употреблять все части речи (слова ребенка должны быть понятны посторонним людям), его словарный запас увеличивается до 1000 слов;
  • на 4 году жизни строить предложения более чем из 4 слов, правильно произносить почти все звуки, менять интонацию, отвечать на вопросы.

К специалисту следует обращаться, если к 3-4 годам ребенок непонятно даже для родителей произносит слова, не понимает взрослой речи, говорит слишком быстро или медленно, часто употребляет фразы из мультфильмов, не способен составить предложение из 3 слов.

Если наряду с этими признаками присутствует повышенное слюноотделение, трудности с жеванием и глотанием, необходимо немедленно посетить врача. Вовремя начатое лечение ЗРР дает малышу все шансы ничем не отличаться от своих сверстников к началу школьной учебы.

Причины проблемы

Все причины задержки речевого развития ребенка специалисты делят на 2 группы. К физиологическим факторам относятся те, которые связаны со здоровьем малыша. Лечение ЗРР, вызванной такими проблемами, всегда проходит сложнее и требует помощи разных специалистов. К социальным относятся те причины, которые зависят от окружения малыша, особенностей его воспитания.

Физиологические причины ЗРР:

  • нарушение слуха;
  • проблемы со зрением;
  • слабое развитие органов артикуляции: языка, губ, мягкого неба;
  • поражение головного мозга;
  • травмы или серьезные заболевания в период новорожденности;
  • заболевания, вызванные внутриутробными травмами;
  • проблемы во время беременности матери, употребление ею алкоголя;
  • преждевременные или трудные роды;
  • некоторые врожденные заболевания: синдром Дауна, ДЦП, гиперактивность, аутизм;
  • наследственность.

Социальные факторы:

  • недостаточное внимание, уделяемое ребенку, когда ему не с кем разговаривать;
  • невнятная речь родителей и окружающих людей;
  • чрезмерная опека родителей, ведущая к лишению мотивации говорить;
  • частые эмоциональные стрессы;
  • постоянная работа телевизора, наличие посторонних звуков, окружающих ребенка;
  • общение в семье на нескольких языках.

Почему нужно обращаться к врачу?

Если не начать необходимое лечение задержки речевого развития самое позднее в 7 лет, ребенок будет заметно отставать от сверстников в школьном возрасте. Такому малышу придется посещать только специализированную школу.

Родителям будет необходимо всегда наблюдать за состоянием ребенка.

Повышение умственной или физической нагрузки, заболевания (даже легкие), прививки могут привести к ухудшению его самочувствия и вызвать нарушение сна, головную боль, носовое кровотечение, истерику, снижение памяти, агрессию.

Лечение нарушений в речевом развитии проводит не только логопед. Этот специалист занимается лишь постановкой звуков у детей 4-5 лет. Что же делать, если ребенок более младшего возраста разговаривает с явными нарушениями речи? Откладывать диагностику и лечение нельзя ни в коем случае.

После выяснения причин задержки речевого развития устранением проблемы может заняться специалист. С 3-летними детьми работают дефектологи, психологи, невропатологи, психиатры, корректологи. При наличии у ребенка врожденного неврологического заболевания невропатолог может начать его лечение уже в годовалом возрасте. Детей 4-5 лет внятно и грамотно говорить учат логопеды.

Методы лечения

Родители всегда интересуются – со скольких лет малыша нужно лечить? По мнению врачей, лечение следует начинать, как только появились первые подозрения на патологию. С детьми 3-4 лет уже могут работать все специалисты, занимающиеся развитием речи. Существует несколько методов лечения ЗРР.

Медикаментозный способ заключается в принятии ребенком определенных лекарств. Все препараты назначаются детским невропатологом после тщательного обследования. Такие лекарства активизируют деятельность речевых зон и «подпитывают» нейроны головного мозга. Ни в коем случае нельзя самостоятельно давать ребенку те или иные препараты, их должен назначать только врач.

Физиотерапия включает в себя магнитотерапию и электрорефлексотерапию. Эти процедуры позволяют восстанавливать функционирование определенных зон головного мозга, которые отвечают за словарный запас, умственные способности, дикцию. Их можно применять с 2 лет. Противопоказаниями являются эпилепсия, судорожный синдром, психические расстройства.

Лекарственная терапия и физиотерапия обязательно должны сопровождаться работой педагога-корректолога, иначе они окажутся малоэффективными.

Специалисты работают с детьми от 3 лет и помогают исправлять дефекты развития, предупреждают возможное возникновение речевого торможения, учат справляться с трудностями в процессе лечения.

Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальный план лечебных занятий в форме игры.

Как помочь врачам?

Лечение будет более успешным, если специалистам будут помогать родители. Ребенок проводит с ними большую часть времени, поэтому регулярные занятия с мамой и папой дадут огромный положительный эффект. Чтобы определить, какую работу родителям необходимо ежедневно проводить с ребенком, следует проконсультироваться со специалистом.

https://www.youtube.com/watch?v=azHFTVTcTKI

Хорошие результаты приносят следующие упражнения.

  1. Пальчиковые игры. Развитие ручной моторики улучшает и функционирование артикуляционного аппарата. С 2-3 лет ребенку полезно собирать пазлы, конструктор, играть с кубиками, мозаикой, шнуровкой, вкладышами, лепить из пластилина, рисовать пальчиковыми красками, нанизывать бусинки на леску.
  2. Подвижные игры. Для развития речи полезны игры, направленные на умение ориентироваться в пространстве, ловко двигаться, изменять скорость и направление движения. Хорошо, если все действия ребенка будут сопровождаться словами.
  3. Музыкальные игры. Они отлично развивают внимание, учат сосредотачиваться, улавливать изменение тембра, ритма. Можно угадывать голоса животных, различные музыкальные инструменты, с детьми постарше – названия мелодий.
  4. Развитие зрительного внимания. Для улучшения речи незаменимы игры с разноцветными предметами, геометрическими фигурами, специальными карточками.
  5. Массаж. Он необходим в том случае, если ЗРР вызвана отклонениями в психофизическом развитии ребенка. Профессиональный массаж лучше доверить специалисту, а общеукрепляющие движения под силу делать и родителям.

Полезные рекомендации родителям

Любое занятие требует системного подхода, поэтому ему нужно уделять внимание ежедневно. В процессе лечения обязателен контроль специалиста. Малыша 3 лет необходимо показывать дефектологу 1 раз в неделю. Ребенку 4 лет потребуется дважды в неделю встречаться со специалистами. Чтобы усилить эффект лечения, при общении с ребенком соблюдайте несложные правила:

  • не говорите при малыше о его проблеме, не стесняйтесь его речи;
  • вызывайте у крохи желание подражать взрослому в речи, эмоциях;
  • озвучивайте все действия, которые вы или ребенок совершаете, не бойтесь повторений одних и тех же слов;
  • используйте простые предложения (из 3-4 слов), когда общаетесь с крохой;
  • читайте малышу доступные для его понимания сказки, стихотворения;
  • ограничьте или вовсе исключите просмотр телевизора;
  • пойте с малышом песни ежедневно хотя бы по 5 минут;
  • развивайте дыхательную систему малыша: учите его играть на дудочке, губной гармошке, выдувать мыльные пузыри;
  • не принуждайте кроху к занятиям, делайте это в форме игры;
  • массируйте детские ручки и пальчики специальным массажером, для этого можно использовать еловые или сосновые шишки;
  • если ребенок устал, отложите занятия на более благоприятное для него время;
  • всегда поощряйте улучшение речевого развития малыша.

Самые «продвинутые» методы лечения могут быть малоэффективными, если ребенок развивается в неблагоприятной среде.

Для стимуляции его речевого развития необходимы дополнительные методы, например дельфинотерапия, иппотерапия. Эффект лечения может усилить даже общение ребенка с домашним животным.

Главное – помнить: чем раньше будет начата коррекция речи, тем быстрее и проще будет достигнут результат.

Источник: https://agushkin.ru/razvitie/zaderzhka-rechevogo-razvitiya-u-detej-3-i-4-let.html

Игры, развивающие речь детей до 3 лет

Речь детей 3 лет

Если обычные разговоры и занятия не помогают вашему крохе начать говорить, можно применять игры, развивающие речь ребенка. Они направлены на развитие физического и фонематического слуха, расширения не только активного, но и пассивного словаря. Регулярное проведение занятий поможет вашему малютке заговорить.

Правила проведения игр на развитие речи для деток до 3 лет

  • Любые развивающие игры нужно строить на подражании взрослому. Для деток 2-3 лет особенно важно многократное повторение каждого движения или слова. Повторяющиеся игры не надоедают крошкам, ведь хорошо знакомые ситуации обеспечивают им чувство комфорта и уверенности.
  • В качестве тем для тренировок выбирайте знакомые ребенку понятия, такие как названия частей тела, животных, погодных явлений, предметов обихода.
  • От одного занятия к другому сложность материала должна плавно повышаться, без резких скачков. Если поставить перед крохой непосильное задание, он разочаруется в собственных силах и в следующий раз просто не захочет браться за работу.

В конце статьи мы подготовили чек-лист “Артикуляционная гимнастика для малышей.

Основные правила выполнения” Используйте его в своих занятиях и ваш кроха заговорит гораздо быстрее

  • Во время игры следите за состоянием и настроением ребенка, степенью его заинтересованности. Каждое занятие должно быть от 5 до 20 минут.
  • Используйте несколько игр, направленных на разные аспекты речевого развития.
  • Длительность занятия можно сократить, если ребенок устал и раздражителен, а увлекательную забаву можно, наоборот, продлить. При этом, каждая из игр в ходе занятия должна иметь некую структуру с завязкой, основной частью и финалом.
  • Хвалите ребенка за каждое незначительное достижение и не акцентируйте внимание на неудачах. В случае промаха, предложите ребенку повторить упражнение немного позже.

Игры для формирования неречевого и речевого слуха

С рождения дети различают исключительно громкие звуки, но со временем их слух улучшается, и они начинают узнавать знакомые голоса. Работа над неречевым (физическим) слухом помогает крохе ориентироваться в пространстве, учит концентрироваться на отдельных звуках и создает крепкую основу для становления речевого слуха, необходимого для освоения речи.

  • Сначала научите малыша различать природные звуки и крики животных, затем переходите к предметным и транспортным шумам. Завершающей стадией формирования физического слуха является освоение звучания детских музыкальных инструментов и интерактивных игрушек.
  • На прогулке покажите ребенку, как шумят деревья на ветру, как каркают вороны или лают собаки. Когда малыш запомнит звуки, предложите ему закрыть глазки и отгадать, какие звуки природы он слышит. Эту игру можно организовать и дома, концентрируясь на бытовых звуках: шуме льющейся воды, гудении пылесоса.
  • Чтобы научить кроху звукам дома, используйте металлические и деревянные столовые приборы, газету и пакет. Пусть малыш постучит металлическими и деревянными предметами, пошуршит пакетом и пошелестит бумагой. Затем можно повторить игру с угадыванием звуков, не глядя. Разнообразьте игру, меняясь с крохой местами. Пусть малыш задает вам вопросы, а вы угадывайте, какими предметами он издает звуки.
  • Подготовьте несколько пар одинаковых непрозрачных контейнеров, засыпав в них гречку, рис, сахар, горох и другие сыпучие материалы. В ходе занятия пусть малютка пробует трясти коробочки, находя для каждой пару с одинаковым звучанием. Начинать можно с 3-4 пар, поэтапно увеличивая число контейнеров и усложняя задачу.

Для формирования правильной речи очень важна работа над речевым (фонематическим) слухом, благодаря которому малыш учится различать отдельные звуки, понимать слова и целые фразы, а затем использовать их в общении.

Занятия начинают с задач на восприятие со зрительными подсказками, в ходе которых малютка видит изображение или объект, смотрит на губы говорящего, слышит произносимые звуки.

На следующем этапе идет работа над слухо-зрительным восприятием, при котором кроха наблюдает за лицом говорящего и слышит его голос, тогда как при чисто слуховом восприятии единственным источником информации является слух.

  • Наиболее популярная игра для формирования фонематического слуха — это отгадывание знакомых людей по голосу. Пусть малютка закроет глазки или повернется спиной, а родные будут по очереди называть его по имени. Задача крохи — отгадать, кто его позвал.

Отдельная группа игр помогает ребенку концентрироваться на произносимых словах, чтобы понимать их смысл.

  • Предложите малышу ряд карточек с картинками или игрушек, затем называйте их по одной, предлагая своему чаду найти именно тот объект, о котором вы говорите. С расширением словарного запаса количество игрушек или карточек можно увеличивать.

Чтобы приучить кроху внимательно слушать слова, можно использовать игры с мячом.

  • Объясните и покажите малютке понятия «горячий» и «холодный». Катите мячик к малышу, называя эти слова в случайном порядке. По правилам игры, кроха может ловить мяч при слове «холодный», но не должен трогать его, когда мячик «горячий». Можно разнообразить игру, используя прием «съедобное-несъедобное». Называйте любые знакомые ребенку слова, бросая ему мячик. Если кроха слышит название съедобного продукта, он должен поймать мяч, а если вы называете «несъедобное» слово, нужно отбить или просто не трогать мяч.

В конце статьи мы подготовили чек-лист “Артикуляционная гимнастика для малышей. Основные правила выполнения” Используйте его в своих занятиях и ваш кроха заговорит гораздо быстрее

Чтобы научить малыша правильно выполнять просьбы, нужно преподносить их в игровой форме.

  • Предложите крохе внимательно выслушать, а затем выполнить ряд команд, например, полистать книжку, сложить замок из кубиков или усадить куклу в машинку. Занятие можно разнообразить, произнося задания шепотом или меняя интонацию. Задание станет еще сложнее, если вы будете произносить просьбы, стоя за дверью или ширмой.

Игры на развитие речи ребенка

  • Любые повседневные действия сопровождайте разговором
  • Задавайте крохе вопросы и произносить ответы, если он пока не может ответить самостоятельно.
  • Используйте правильную, четкую и простую речь.
  • Делайте акцент на ударных слогах и активно артикулируйте, чтобы ребенок наблюдал за движениями губ.
  • Используйте разные интонации, употребляйте смысловые паузы, варьируйте темп речи, чтобы она была богаче и ярче.
  • Каждое слово повторяйте многократно, чтобы оно закрепилось в памяти малютки.

Для пополнения пассивного словарного запаса предназначены игры, в процессе которых ребенку демонстрируется предмет или карточка с одновременным озвучиванием названия предмета или изображения.

  • Попросите кроху показать себя на фотографии, а затем узнать на ней маму и папу, бабушку и дедушку. По картинкам можно осваивать и названия частей тела, а можно проделывать это с ребенком перед зеркалом.

Этот же принцип используется для обучения малютки глаголам.

  • Подберите фотографии или картинки, на которых люди выполняют различные действия: сидят, лежат, кушают, ходят. Когда малыш изучит все изображения, поочередно просите его найти картинки с разными действиями.

Для знакомства с предметами обихода, можно разыграть приход гостей.

  • Скажите малышу, что сегодня у вас в гостях матрешка (мишка или кукла) и попросите провести экскурсию по квартире. Спрашивайте, где находится кухня, гостиная и ванная, просите показать диван, телевизор, столовые приборы.

Развитие активной речи ребенка построено на повторении за словами взрослого. Сначала малыши учатся повторять отдельные звуки, затем слоги или части слов, лишь после этого детки начинают озвучивать слова целиком и использовать простые фразы.

Все игры, направленные на пополнение активного словарного запаса, делятся на две группы: игры с договариванием и занятия, построенные на диалоге с вопросами и ответами.

  1. В первом случае, взрослый зачитывает ребенку короткий стишок несколько раз подряд, а затем произносит слова с паузой, которую должен заполнить малыш. Множество примеров стишков для развития речи представлено в книгах «Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет» Елены Янушко, «Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей» Ирины Ермаковой, «Лучшие развивающие игры для малышей» Владимира Петрова и других.
  2. Во втором случае, игра имеет форму беседы, за время которой взрослый несколько раз произносит название предмета, а затем просит ребенка озвучить слово самостоятельно. Если кроха не может ответить, за него отвечает взрослый, а затем вновь повторяет вопрос, предлагая несколько вариантов ответа.

Развитие речи — это важный этап в жизни ребенка, в котором родители могут ему помочь, используя правильные игры и забавы. Развивающие занятия должны быть веселыми и увлекательными, чтобы доставлять радость и деткам, и их родителям.

Источник: https://viline.tv/deti/article/igry-razvivausie-rec-detej-do-3-let-obzor-recevyh-igr

Показатели речевого развития детей третьего года жизни

Речь детей 3 лет

Между двумя и тремя годами становится особенно заметным значительный скачок в общем развитии ребенка, вызванный овладением речью. Некоторые дети двух лет вообще разговаривают мало, но на третьем году обычно все дети начинают охотно и много говорить. Они уже лучше понимают речь окружающих людей.

     Словарный запас

    После двух лет в активной речи детей появляется все больше слов.

На ранних этапах овладения языком (а рассматриваемый период относится к ранним этапам) ведущая роль в обогащении словарного запаса принадлежит лексическому уровню – после четырех лет будет преобладать словообразовательный уровень.

Количество слов в три года в активной речи достигает одной тысячи. Такой существенный рост словаря обусловлен обогащением жизненного опыта ребенка, усложнением его деятельности, развитием общения с окружающими людьми.

В речи преобладают имена существительные (60%), но все больше появляется глаголов (25-27%), прилагательных (10-12%), уже есть местоимения и предлоги. При помощи прилагательных ребенок обозначает не только размеры предметов (большой-маленький), но все чаще называет их цвет, форму, свойства и качества (красный, круглый, чистый, сладкий и т.д.).

    По мере развития речи лексика ребенка не только обогащается, но и систематизируется. У трехлетних детей объединение слов в группы происходит преимущественно на основе тематического принципа (лиса-норма, гриб-лес). В три года ребенок должен начать усваивать слова-понятия (одежда, посуда, мебель и т.д.) в пассивной речи.

    Хотя дети уже довольно свободно ориентируются в мире бытовых вещей, окружающих их, они могут смешивать названия сходных предметов (кружка – чашка), а также использовать одно слово для называния нескольких сходных предметов: словом «шапка» называют фуражку, кепку, шляпу; словом «чашка» – миску, стакан, кружку, тарелку и т.д.

Точно так же дети пользуются общим глаголом для обозначения разных, но похожих действий: идет – человек, змея, птица. Почти не называют дети детали сложных предметов: у машины – кузов, кабина, колесо; у стула – ножки, спинка и т.д.

Не выделяют части тела животных: у зверей – туловище, лапы, у птиц – перья, крылья, клюв, у рыб – чешуя, плавники.

    На третьем году жизни дети начинают овладевать словообразовательными моделями. Раньше всего появляются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, чаще для образования имен: Машенька, Петенька. Появлению данных моделей способствует запоминание народных песенок, где много ласкательных суффиксов.

     Грамматический строй

   Третий год жизни характеризуется дальнейшим развитием грамматического строя речи. По периодизации А.Н. Гвоздева, это второй этап второго периода (от 2 лет 1 месяца до 2 лет 6 месяцев) – этап использования системы окончаний – и третий этап 2 периода (от 2 лет 6 месяцев до 3 лет) – этап усвоения служебных слов.

    Вначале происходит усвоение наиболее частотных окончаний, и дети пользуются только одним вариантом, самым распространенным, для образования той или иной формы. Поэтому в речи детей встречаются ошибки, связанные с неусвоенностью редких в употреблении форм.

Так, при изменении существительных в родительном падеже множественного числа используется только окончание – ов (много «Платков, ложков, ножов»).

«Не замечают» дети и других частных правил: чередования согласных, «Беглых» гласных («пекет» – печет, «пени» – пни, «молотоком» – молотком).

    В течение первого полугодия в речи детей регулярно появляются формы косвенных падежей существительных: винительного, родительного, творительного, предложного, дательного.

    Глаголы настоящего времени употребляются в единственном и множественном числе, кроме 2 лица множественного числа (дети еще не говорят взрослым «вы»). Появляются формы прошедшего времени глаголов, поначалу без согласования в роде с существительным. Формирование согласования в роде усваивается относительно поздно, к трем годам.

    При употреблении прилагательных детьми также наблюдается смешение окончаний мужского, женского и среднего рода.

    Личные местоимения употребляются включая и косвенные падежи: я, ты, меня, мне, тебе, он, она, они, его, ее, их.

    К трем годам вводятся в речь наиболее употребительные предлоги: на, в, под, за и другие.

   К концу третьего года ребенок в основном усваивает многие грамматические формы. Но в полной мере морфологическая система языка еще не усвоена. Большое значение в развитии грамматического строя языка имеет не только слушание грамматически правильной и фонетически точной речи, но и собственная практика ребенка по использованию всех имеющихся в языке грамматических форм.

     Связанная речь

    Связанная речь ребенка на третьем году жизни только начинает формироваться. В начале года малыш строит короткие простые предложения, но затем начинает пользоваться сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.

К концу третьего года ребенок овладевает ситуативной связанной речью, то есть может рассказать о том, что он видел, что узнал, что он хочет. После двух лет малыш уже способен воспринимать простые сказки, рассказы, отвечать на вопросы по их содержанию.

Связанного пересказа большинство детей еще не дает. В этом возрасте дети любят слушать одни и те же сказки, стихи, и после многократного прослушивания запоминают наизусть тексты и как бы читают их по книге. Передать же своими словами текст сказки дети еще не могут.

Трехлетние дети в состоянии отгадывать несложные загадки, в тексте которых много информации и есть намеки и подсказки, звукоподражания.

    Произносительная сторона речи

    В течение третьего года жизни ребенка его звукопроизношение улучшается. Некоторые дети к концу года начинают произносить все звуки чисто, у большинства могут отсутствовать шипящие Ш, Ж, Щ, Ч, которые заменяются свистящими и звуком Тˊ, а также звуки Л, Р, Рˊ. Группа этих сонорных заменяется или звуком Лˊ, или Й, или опускается совсем.

    Нормой для детей двух с половиной лет будет дифференцированное произнесение твердых и мягких звуков, Т, Д, Н, К, Г, Х, В, Ф, С, З, то есть слова «тапки» и «Тяжелый», к примеру, будут произносится по-разному, с твердым в первом слове и мягким во втором слове звукам соответственно.

    Если же ребенок к трем годам не имеет в речи твердых звуков Т, Д, Н, С, З, можно говорить о некоторой задержке в развитии его звукопроизношения.

   Надо сказать, что количество правильно произносимых ребенком звуков стоит в тесной связи с запасом активно используемых слов. Дети с большим запасом слов больше упражняются в произнесении звуков, у них совершенствуется артикуляционный аппарат, развивается фонематический слух, и в результате таких тренировок звуки приходят в норму.

Особенностью звукопроизношения в данный период является большое количество смешений. Звуки, появляющиеся вместо заменителей, не сразу и не во всех словах занимают свое место.

Усвоение отдельных звуков длится месяц, других – более двух месяцев, и в течение этого времени звук то появляется в слове, то опять уступает место старому заменителю.

При этом внимание к слову, старательное выговаривание может даже помешать, тогда как спонтанное произнесение бывает чистым. Примерные сроки полной автоматизации отдельных звуков следующие:

ЗвукиСроки автоматизации
Т      20 дней
Л'      1 месяц
Н      1 месяц и 8   дней
В      2 месяца и 24   дня
Л      2 месяца и 1   день
С      1месяц и 22   дня
З      1 месяц и 24   дня
Р      2 месяца и 11   дней
Ш      1 месяц и 18   дней
Ж      2 месяца и 7   дней
Щ      15 дней
Ч      2 месяца и 4   дня
Ц      2 месяца и 4   дня

    Еще одна особенность, характерная для детей данного возраста, – появляющийся интерес к звуковой форме слова, «рифмотворчество», как говорил К.И. Чуковский.

Это и бесконечное повторение одного и того же слова, и непрерывное манипулирование словом путем его изменения, и составление чисто бессмысленных рифм и ритмов.

Такое действие со словами является мощным средством усвоения звуковой материальной формы слов, развития фонематического восприятия, укрепления артикуляционного аппарата. Можно сказать, что ребенок сам себя тренирует в произнесении звуков помимо того, что он пользуется осмысленной речью.

    Голосовой аппарат детей третьего года жизни еще недостаточно окреп. Малыши не умеют говорить шепотом, им трудно произвольно менять силу голоса. Речевое дыхание характеризуется укороченным слабым выдохом (1,5-2 секунды).

     Фонематический слух

     Без полноценного фонематического слуха, то есть способности различать все фонемы языка, ребенок не овладеет чистым звукопроизношением.

Ребенок к концу второго года жизни слышит в чужой речи все фонемы родного языка, начинает замечать чужие ошибки при произношении слов, но в собственной речи он ошибок еще не замечает.

К концу третьего года важным достижением в развитии фонематического восприятия должно стать осознание собственного ошибочного звукопроинесения. Только тогда ребенок будет в состоянии овладеть нормальным произношением звуков.

     Всего ребенок проходит пять этапов по овладению полноценным фонематическим восприятием.

     На первом этапе полностью отсутствует дифференциация звуков; полностью отсутствует как понимание речи, так и активная речь самого ребенка. Это дофонематическая стадия развития речи.

     На втором этапе возникает различие наиболее далеких фонем, но отсутствет диффреницация близких. На этой стадии ребенок слышит звуки иначе, чем мы. Произношение ребенка неправильное, искаженное.

Ребенок не различает правильного и неправильного произношения других людей, не замечает он и своего произношения.

Он одинаково реагирует как на правильно произносимые слова, так и на слова, которые он сам произносит.

    На третьем этапе происходят решающие сдвиги. Ребенок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками. Он узнает неправильно произносимые слова и способен проводить различие между правильным и неправильным произношением.

   На четвертом этапе получают преобладание новые образы звуков. Активная речь достигает почти полной правильности.

    На пятом этапе завершается процесс фонематического развития. Ребенок слышит и говорит правильно. На этом этапе ребенок перестает узнавать неправильно произносимые слова. У него формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков. Первые три этапа ребенок походит в раннем детстве до трех лет, в дошкольном возрасте он проходит два последних этапа.

    Роль речи в общем развитии ребенка третьего года жизни

    Освоение речи качественно изменяет ориентировку ребенка в окружающем мире и обеспечивает быстрое и легкое приспособление к среде. Используя слова, ребенок учится анализировать окружающий ео мир. С другой стороны, слово, благодаря своему обобщающему характеру, помогает малышам группировать предметы по сходству их главных признаков.

    С помощью слов, обозначающих признаки предметов, ребенок учится узнавать различные цвета, звуки, запахи; разные слова помогают осознавать величину, удаленность, количественные, временные, причинные и другие связи, существующие между предметами внешнего мира.

    Знания об окружающих предметах, явлениях, событиях малыш получает уже не только наглядно, но и при помощи словесных объяснений.

    Огромную роль освоение речи играет и в развитии первых моральных оценок. Их обозначение посредством речи необходимо для того, чтобы уже у маленького ребенка сформировалось различное отношение к хорошему и к плохому.

Самые первые оценочные слова: «хорошо», «плохо» – дети слышат очень рано и понимают их, так как они сопровождаются интонацией, мимикой и жестами.

Затем дети начинают пользоваться сами этими словами для выражения оценки своих поступков и поступков других людей.

    Особое значение имеет речь для освоения ребенком правил поведения, ведь все требования взрослых выражены словами. С третьего года жизни слово становится регулятором поведения ребенка. Его дейтвия начинают подчиняться словесно выраженному признаку, запрету. Освоение правил и требований, выраженных словами, имеет огромное значение для развития воли ребенка, выдержки и настойчивости.

    Пользуясь речью, малыш может вступать в контакт с другими детьми, играть с ними, что тоже способствует его развитию. Не менее значимыми являются речевые контакты со взрослыми, совместные игры, в которых взрослый выступает как равный партнер по игре.

    Таким образом, речь способствует развитию личности ребенка в целом, расширяет его знания, кругозор, помогает общаться с окружающими, осознать правила поведения.

ИТОГИ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

    1. Самым важным отличием речи трехлетнего ребенка от двухлетнего является почти полное отсутствие аграмматизмов в речи трехлетнего.

     2. Связь слов в предложении налажена с помощью окончаний и предлогов, употребляются союзы, используются все новые части речи.

     3. Словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики, встречаются слова оценочного значения, слова-обобщения. Ребенок уже оперирует некоторыми родовыми понятиями.

     4. Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме. Отсутствуют шипящие и сонорные. Твердые и мягкие звуки дифференцируются большинством детей.

     5. Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных могут произноситься искаженностью.

     6. Если у ребенка сформировано положительное отношение к книгам, он любит слушать по многу раз знакомые сказки и стихи. Хорошо запоминает текст и дословно воспроизводит его. Свободного пересказа своими словами еще не дает.

     7. Понимает несложные сюжетные картинки.

Мы рады помочь Вами и Вашим детям!

Источник: http://www.bestlogoped.com/logopediacat/101-pokazateli-rechevogo-razvitiya-detej-tretego-goda-zhizni

Причины задержки речевого развития у детей 3 лет

Речь детей 3 лет

Каждый ребенок индивидуален в своем росте и становлении, это касается и процесса становления речи.

Несмотря на различия одного малыша от другого, существуют определенные возрастные нормы формирования словарного запаса, четкое несоответствие которым должно насторожить родителей.

Задержка речевого развития у детей 3 лет, также как и 5 лет, может появиться по многим причинам, и очень важно вовремя начать работать на этой проблемой.

Правильное устное выражение мыслей у детей раннего возраста, свидетельствует о нормальном интеллектуальном уровне, поэтому многие родители гордятся своими чадами, когда те начинают рано говорить. Важно знать, что нарушения в становлении устной речи могут быть полностью излечимы только в раннем возрасте от 2х до 7ми лет.

Задержка речевого развития у детей 3 лет

Задержка речевого развития характеризуется медлительным освоением методов построения предложений и фраз на родном языке, когда дети младше 3х лет плохо строят отдельные фразы из-а недостатка лексикона, а ребята старшего возраста не могут сформировать полные предложения. Отставание в скорости осваивания правил языка складывается из нескольких факторов: насыщенность лексикона;

  1. грамматика;
  2. состояние связанности речи;
  3. умение строить фразы.

Задержка речевого развития в 3 года в процентном соотношении встречается чаще у мальчиков, чем у девочек. Отставание в формировании языковых процессов ведет к психическим отклонениям, поэтому диагнозы: задержка речевого развития (ЗРР) и задержка психического развития (ЗПР), в большинстве случаев, следуют друг за другом.

Важнейшие этапы становления речи у ребенка с рождения:

  • 2 месяца – реакция на обращение родителей к малышу в виде улыбки или первых проявлений звуков;
  • 4-6 месяцев – младенец проявляет восторг смехом или визгом, начинает копировать движения губ взрослых;
  • 6-9 месяцев – речь еще не имеет смысловой нагрузки, но уже наблюдается проявление отдельных слогов, четкие сочетания знакомых звуков;
  • 10 месяцев – возраст появления первых слов, мелодичных интонаций в звуках;
  • 1,5 года – осмысленное понимание того, что говорят окружающие;
  • 3 года – понимание грамматики родного языка, формирование четких предложений со смыслом.

Становление речи, появление первых слов происходит в возрасте от 10 месяцев до 3х лет, чаще всего мальчики значительно позже начинают разговаривать, чем девочки.

Внимание! Трехлетний ребенок, развитие которого соответствует нормам, должен выдавать разборчивую речь. То есть смысл сказанного им должны понимать не только родители и родственники, но и совершенно чужие люди, которые слышат его в первый раз. Словарный запас детей данного возраста должен составлять около 1000 слов.

Признаки и проявления

Основные признаки отклонений в речевом развитии:

  1. аномальное становление доречевого этапа: младенец в возрасте до года издает мало звуков и они однотипные;
  2. малыш, возрастом старше 1го года не реагирует на обращенную к нему речь;
  3. в возрасте старше 1,5 лет малыш не повторяет фразы и звуки за взрослым или делает это неактивно;
  4. в 2 года чадо не произносит отдельных слов самостоятельно;
  5. ребенок в 3 года не воспроизводит простейшие фразы, отсутствует самостоятельная понятная речь;
  6. чрезмерная мимика и жестикуляция, как помощь в объяснении мыслей.

Родители должны быть внимательны к своему чаду, уделять ему достаточное количество внимания. Только в постоянном контакте с детьми можно увидеть ранние признаки отставания и исправить это без последствий.

Причины

Факторами появления такой патологии может быть комплекс причин, которые имеют свои симптомы и проявления у детей в раннем возрасте, которые нельзя не заметить.

Причины задержки речевого развития у детей 3 лет делятся на две группы:

  • Социальные, обусловленные средой воспитания:
    • отсутствие внимания со стороны родителей, долгих разговоров с малышом;
    • родители, при разговоре с малышом, не контролируют темп речи, говорят неразборчиво и слишком быстро;
    • отношения взрослых выясняются на повышенных тонах, с помощью скандалов, при детях;
    • слишком навязчивая опека малыша, предугадывание его желаний, в такой обстановке малыш ленится учиться говорить, так как его и так понимают без слов;
    • в семье многоязычных родителей, где они пытаются научить малыша с пеленок разговаривать на двух или более языках. Этот момент нельзя назвать отрицательным, но иногда такой подход лишает ребенка полноценных знаний о построении речи на одном из языков;
    • отсутствие контакта с ровесниками.
  • Биологические:
    • инфекционные заболевания, перенесенные матерью во время вынашивания плода;
    • травмы головы при прохождении по родовым путям;
    • патологические роды;
    • недоношенность;
    • асфиксия плода при родах;
    • курение женщины во время беременности;
    • наследственность;
    • при тугоухости или нарушениях зрения малышу сложнее воспринимать чужую речь, а соответственно, учиться разговаривать самому;
    • частые простудные заболевания в младенческом возрасте;
    • синдром Дауна;
    • слабое развитие артикуляции;
    • отоларингологические заболевания.

Очень часто специалисты затрудняются назвать причину отклонения, каждый третий диагноз остается без выясненной этимологии. Задержка речевого развития у детей 3х летнего возраста, причинами которой являются проблемы с воспитанием, корректируются гораздо легче, чем патология, вызванная физиологическими сбоями.

Способы устранения

В первую очередь, для правильного лечения нужно выяснить причину появления заболевания. После этого уже решается, какие специалисты будут принимать участие в коррекции.

Патология освоения речи у детей требует комплексного подхода в устранении:

  1. терапия медикаментами и массажем, назначенными врачом неврологом – такие методы часто применяются для решения проблемы, вызванной дисфункцией мозговой деятельности;
  2. для детей, развитие которых задержано по социальной причине, требуется наладить организацию благоприятной среды для усваивания речи;
  3. занятие с логопедом – специалисты рекомендуют подключать логопеда в возрасте старше 3х лет. Логопед не занимается лечением патологий речевого аппарата, он всего лишь ставит у ребенка правильное произношение звуков и берет в работу детей от 4х лет;
  4. консультации детского психолога.

Отдельное внимание рекомендуется уделить становлению мелкой моторики, родителям следует играть с чадом в пальчиковые развивающие игры, занимать его лепкой и рисованием, сбором мозаики и конструктора.

Важно! Задержка речи хорошо поддается корректировке, пока у ребенка не успел сформироваться артикуляционный аппарат, то есть в 3-4х летнем возрасте. Поэтому, чтобы без последствий помочь своему чаду справиться с данной проблемой, нужно быть внимательнее к процессу становления речи и, при малейших подозрениях появления отклонений, сразу обращаться к специалистам.

Методика корректировки всегда подбирается в соответствии с индивидуальными факторами развития детей.

Невролог может назначить ноотроптые препараты для улучшения кровообращения в мозге, если это потребуется, или направить малыша на магнитотерапию.

Массаж может применяться, как дополнительное средство к комплексному лечению, но ни в коем случае нельзя уповать на него, как на самостоятельную терапию патологии.

Специалист, работающий с ребенком должен предоставить родителям протокол лечения, где будет четко отслеживаться план дальнейших действий. Победить заболевание можно только при слаженном действии педагогов, врачей и родителей.

Профилактика

Нельзя упускать драгоценное время посещения специалистов при задержке речи. Дети позднее 7ми летнего возраста, страдающие от такого заболевания, могут уже никогда не вернуться к нормальной полноценной жизни и общению с ровесниками. Чем раньше начаты занятия с малышом, тем более положительные прогнозы лечения могут быть поставлены специалистами.

Меры профилактики задержки развития речи у маленьких детей:

  • предупреждение инфицирование матери и плода во время беременности;
  • создание благоприятных для обучения условий: общение и полноценное внимание родителей, контакт со сверстниками;
  • полноценное развитие малыша с помощью игр и развивающих методик.

Для профилактического осмотра детей в возрасте 2х лет необходимо показывать логопеду.

Источник: https://blog.oratorskoeiskusstvo.com/narushenie-rechi/zaderzhka-rechevogo-razvitiya-u-detej-3-let.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.