Виды нарушения речи у детей

Содержание

Нарушение речи у детей: виды и особенности речевых нарушений

Виды нарушения речи у детей

Евгения Климкович

Здравствуйте, друзья! Сегодня на блоге Школала медицинская тема. Хотя нет, тема медико-психолого-педагогико-логопедическая. Поговорим про нарушение речи у детей.

Почему же развитие речи так важно для наших детишек? Речь – это один из самых главных, самых важных интеллектуальных инструментов. И главная опасность нарушений речи – это торможение интеллектуального развития.

Если у ребенка нарушена речь, то он не имеет возможности в полной мере использовать ее как средство коммуникации с внешним миром. При снижении речевой активности страдает очень важная для детишек познавательная деятельность.

В школе ребенку трудно осваивать предложенную программу, появляются проблемы с чтением, письмом, с общением с одноклассниками. И, так как со временем ребенок с подобными нарушениями начинает понимать свою необычность, то это приводит к замкнутости, нежеланию разговаривать в принципе, к застенчивости и проявлению невротических черт характера.

Исследования подтвердили, что большая часть отстающих учеников начальных классов имеет те или иные речевые нарушения. А ведь именно в начальной школе очень активно идет процесс речевого развития. И нам, как родителям младших школьников, важно уметь хоть немного ориентироваться во всех этих логопедических терминах и определениях, чтобы вовремя успеть обратиться за помощью в случае чего.

В общем, предлагаю узнать врага в лицо!

Страшные логопедические буквы

Наличие нарушений может определить логопед во время обследования по наличию стойких специфических ошибок.  И именно он может напугать родителей страшными буквосочетаниями типа ФНР, ФФНР или, чего хуже, ОНР. А вы знаете, что они означают? Сейчас узнаете.

ФНР

Фонетическое недоразвитие речи.

Это когда нарушено произношение одного или нескольких звуков. Например, ребенок может не выговаривать «л» или «р», могут быть проблемы с произношением шипящих или свистящих. Думаю, что и взрослых людей с ФНР вам приходилось встречать.

Кто поможет ребенку с ФНР? Во-первых, стоит посетить врача-ортодонта. Возможно, есть проблемы со строением челюсти или нужно просто подрезать уздечку. А также на помощь поспешит логопед, который в состоянии «поставить» отсутствующие звуки, с помощью специальных упражнений.

ФФНР

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Здесь все завязано не только на неспособности правильно произнести звук, но и неспособности правильно его услышать. Имеются проблемы с фонематическим слухом.

Можно проверить фонематический слух ребенка в домашних условиях. Попросите ребенка повторить за вами цепочки слов  «па-ба-ба-па» или «гу-ку-гу-ку» и т.п.

Трудно? Ошибается? Значит, скорее всего, не слышит. Значит, нужно проблему решать, пока не поздно. Ведь нарушение фонематического слуха в результате приведет и к трудностям с письмом, и к трудностям с  изучением не только русского, но и иностранного языка.

Вообще, на блоге уже есть специальная статья посвященная развитию фонематического слуха. Обязательно почитайте.

ОНР

Общее недоразвитие речи.

Это когда ко всему вышеперечисленному добавляется еще и скудный словарный запас. Ребенок с ОНР не может пересказать текст, ему трудно составить описание к картинке и выразить в словах свои мысли. Такие детишки начинают говорить позже своих сверстников и дают односложные неразвернутые ответы на вопросы.

До кучи, наблюдаются проблемы с развитием памяти, мышления и внимания. Из всего этого, естественно, следуют колоссальные проблемы с усвоением школьных уроков и бесконечные двойки-тройки. В данном случае на помощь ребенку придет не только логопед, но и невропатолог, поскольку причиной могут служить поражения нервной системы.

И ФНР, и ФФНР, и ОНР, если ими не заниматься, рано или поздно приведут к такому нарушению как дисграфия. Это нарушение письма.

Дисграфии на блоге посвящена отдельная статья.

Причины подобных нарушений у детишек могут быть:

  • педагогическими, когда ребенок растет в неблагоприятных условиях, когда с ним в семье никто не разговаривает, не обращает внимания на его развитие. К сожалению, таких семей в России не мало.
  • медицинскими, когда ребенку специалистами ставится вполне конкретный диагноз с трудным названием.

Давайте некоторые такие диагнозы кратко рассмотрим и постараемся понять, в чем же они заключаются.

Алалия

Это патология, связанная с органическим поражением нервной системы. Речевая функция при алалии не сформирована. Речь либо отсутствует полностью, либо очень-очень сильно нарушена. Нарушения затрагивают как фонетико-фонематические компоненты, так и лексико-грамматические.

Алалия может быть разной:

  1. Моторной, при которой детишки страдают еще и двигательными расстройствами: неловкостью, нескоординированностью движений, недоразвитием мелкой моторики. Детки могут быть как гиперактивными, так и наоборот слишком заторможенными. Ребенок, в принципе, понимает, что ему говорят, но своя собственная речь либо развивается слабо, либо не развивается совсем. При грубых формах, ребенку доступно только звукоподражание и отдельные «лепетные» слова, которые сопровождаются активной мимикой и жестикуляцией.
  2. Сенсорной, при которой нарушается восприятие и понимание обращенных к ребенку слов. При этом с физическим слухом все в порядке. То есть, слышу, но не понимаю. Собственная речевая активность при этом повышена, но речь полностью лишена смысла и представляет собой набор отдельных звуков и обрывков слов. Получается эдакий речевой салат, непонятный для окружающих. Детки с сенсорной алалией либо импульсивны и хаотичны, либо наоборот замкнуты и инертны.

Методика коррекции алалии в любых ее проявлениях носит комплексный характер, этим занимаются психологи, медики, логопеды, педагоги. Работа над речью ведется на фоне медикаментозного лечения.

Афазия

Отличается от алалии тем, что с речью когда-то все было нормально, но потом она была утрачена. Причинами этого могут служить, к примеру:

  • травмы головы;
  • воспалительные заболевания мозга;
  • пороки сердца.

Эта болезнь может настигнуть как взрослых людей, так и детишек в возрасте от трех лет.

У афазии также имеется своя сложная классификация и зависит она от поражения тех или иных зон коры головного мозга. И вдаваться в это слишком глубоко мы не будем. Но при поражении любой зоны у больных афазией наблюдается нарушение речи в целом. Сначала выпадает какое-то одно звено (например, способность понимать, что тебе говорят), а потом рушится и вся сложная речевая система.

Пациенты с афазией:

  • меняют местами звуки и слоги;
  • делают длительные паузы между словами;
  • не понимают речь окружающих и не контролируют свою собственную;
  • испытывают трудности в запоминании и вспоминании слов;
  • не понимают прочитанный текст и т.д.

При коррекции афазии используются медицинское и логопедическое направления.

Дизартрия

Еще одно тяжелое нарушение, связанное с делами медицинскими и входящее в тройку логопедических «лидеров».  К счастью, дизартрия не так широко распространена среди детей, всего 3-6%, но в последнее время имеется тенденция к увеличению данного показателя.

При дизартрии человек говорит нечленораздельно и невнятно, будто «каша во рту», чему способствуют нарушения артикуляции, речевого дыхания, интонационной окраски, вызванные, в свою очередь, поражениями нервной системы.

Причинами дизартрии у детишек могут стать:

  • внутриутробные инфекции;
  • родовые травмы;
  • токсикозы беременных;
  • перенесенные в раннем возрасте нейроинфекции (менингит, энцефалит);
  • черепно-мозговые травмы и др.

Нужно сказать, что заболевание имеет 4 степени тяжести:

  1. при 1-й наличие дефекта может определить только специалист-логопед;
  2. при 2-й степени – речь остается все еще понятной, но ошибки звукопроизношения уже заметны окружающим;
  3. 3-я степень — когда больного способны понять только самые близкие люди, которые общаются с ним постоянно;
  4. ну а 4-я степень, когда больного не понимает вообще никто.

Дисфония

Это нарушение ой функции. Голос при дисфонии может стать гнусавым, хриплым, осиплым, слабым.

Дисфония может быть как врожденной (например, при врожденных пороках развития гортани), так и приобретенной. Факторами, провоцирующими развитие приобретенной дисфонии могут являться:

  • простудные заболевания;
  • перенапряжение ых связок;
  • стрессы;
  • волнение.

Встречается дисфония в любом возрасте, к счастью, успешно лечится.

Брадилалия

Проще говоря, чрезмерно медленный темп речи. Увеличиваются паузы между словами и между отдельными звуками в слове, гласные звуки растягиваются. Кроме того, замедляется темп чтения и письма.

Голос при этом становится монотонным и невыразительным, что, естественно, вызывает раздражение у окружающих и приводит к замыканию больного в себе и полному отказу от общения.

Тем не менее, звукопроизношение и слоговая структура не нарушаются, слова произносятся правильно, но очень медленно.

У больных наблюдаются нарушения мелкой моторики и мимики, присутствует общая заторможенность и вялость.

При лечении брадилалии применяют медикаментозные средства, направленные на восстановление работы нервной системы, и различные логопедические занятия, направленные на ускорение темпа. Очень полезными оказываются логопедический массаж, пение и игра на музыкальных инструментах.

Тахилалия

Противоположность брадилалии. Это аномально убыстренный темп речи, ускоренный речевой поток, который невозможно понять. Все это сопровождается запинками, повторами, перестановкой слогов и слов в предложениях, невнятностью произношения.

В добавок к невнятным разговорам, пациенты с тахилалией получают быстрые и стремительные движения и беспокойное поведение, которое проявляется даже во сне. Они имеют неустойчивое внимание, и недостаточный объемом слуховой и  зрительной памяти.

Основными причинами возникновения тахилалии у детей специалисты считают наследственность и подражание торопливой речи окружающих. Более склонны к тахилалии легковозбудимые, гиперактивные дети.

Ринолалия

Расстройство артикуляции связанное с дефектами строения речевого аппарата, нарушением небо-глоточного смыкания. Встречается данное заболевание в 1 случае из 760 и требует участия специалистов области ортодонтии, отоларингологии, хирургической стоматологии, психологии и логопедии.

Ринолалия может быть врожденной или приобретенной. Врожденная встречается у детишек с такими дефектами развития как, например, «волчья пасть» или «заячья губа». А приобрести ринолалию можно благодаря травмам неба, рубцовым деформациям, параличу мягкого неба.

Случаи ринолалии встречались после удаления аденоидов. Также причинами могут быть искривление носовой перегородки, полипы носа, гипертрофия слизистой.

Дислалия

Самое распространенное в логопедии нарушение. Оно не связано с поражением нервной системы или нарушениями слуха. Встречается:

  • у 25-30 % дошколят;
  • у 17-20% первоклассников и второклашек;
  • у 1% более старших детей и взрослых.

При дислалии нарушается нормальное произношение и употребление звуков. Различают функциональную и механическую дислалию.

Механическая связана с дефектами в строении артикуляционного аппарата, а функциональная может быть обусловлена социальными факторами:

  • подражание детей неправильной речи взрослых;
  • подражание взрослых детскому лепету;
  • билингвизм в семье;
  • педагогическая запущенность.

Посчитав количество неправильно произносимых звуков можно говорить о простой (1-4 звука) или сложной (более 4 звуков) формах.

Дефекты произношения звуков различных групп принято называть различными терминами.

Дислалия устраняется посредством регулярных логопедических занятий, причем, важно заниматься не только с логопедом, но и обязательно дома, выполняя данные логопедом домашние задания. Для исправления простой формы дислалии достаточно 1-2 месяцев занятий, сложной – 3-6 месяцев.

Еще одному расстройству речи — заиканию — на блоге посвящена целая статья.

На сегодня, пожалуй, все. Очень надеюсь, что информация окажется для вас полезной, для общего развития, а еще надеюсь, что применять ее вам не придется. Давайте будем стараться и сами говорить красиво, правильно и грамотно, тогда и наши дети, копируя нас, будут поражать окружающих своим ораторским мастерством!

Всем успехов!

Ваша Школала)

Источник: http://shkolala.ru/zdorove-shkolnika/narushenie-rechi-u-detey/

Нарушения речи у детей

Виды нарушения речи у детей

Речь – является высшей психической функцией, важнейшим критерием, по которому оценивается общее развитие ребенка. Развитие речи тесно связано с другими психическими процессами: мышлением, памятью, воображением, вниманием. Именно поэтому важно следить за речевым развитием ребенка, чтобы вовремя выявить нарушения речи у детей, если они имеют место быть.

Развитие речи у каждого ребенка происходит в собственном ритме, поэтому не все задержки или нарушения речи у детейнужно считать патологиями. Исследователи выделяют несколько этапов формирования речи по месяцам и годам:

  • С рождения до 4 месяцев ребенок без нарушений речидолжен эмоционально реагировать на голоса взрослых, агукать, улыбаться, плакать.
  • До года ребенок должен научиться произносить простые слоги «ма-ма-ма», «ав-ав» и т.д.
  • От 12 до 18 месяцев ребенок должен знать имена родных, реагировать на них, узнавать указываемые предметы, знать их названия.
  • До двух лет включительно ребенок учится использовать простые словосочетания с существительным и глаголом в составе.
  • В 3 и 4 года ребенок без нарушений речи уже может составлять длинные предложения и относительно четко произносить звуки.
  • К шести годам ребенок должен владеть более 2500 слов, иметь правильное произношение, уметь пересказывать события, правильно использовать времена.

Нарушения речи у детей диагностируют в случае заметного отставания от этих приблизительных норм. Помимо задержки речевого развития, существует несколько видов нарушений речи у детей, которые, также могут встречаться и у взрослых.

Причины нарушения речи у детей:

Основные факторы, приводящие к нарушениям речи у детей делятся на внешние и внутренние, иногда они могут сочетаться. Итак, что влияет на развитие нарушений речи у детей:

  • Внутриутробные патологии, наследственность
  • Родовые травмы, недоношенность
  • Заболевания, травмы матери во время вынашивания ребенка
  • Употребление матерью алкоголя, курение, пребывание в плохих условиях среды, прием лекарств
  • Стрессы матери
  • Инфекционные заболевания в первые годы жизни, травмы
  • Нарушения слуха

Часто причиной нарушений речи у детей является среда и окружение. Для нормального развития, ребенку необходимо внимание и общение с родителями. К сожалению, даже в благополучных семьях, с детьми могут недостаточно заниматься и общаться: ребенок играет с планшетом, телефоном, игрушками, но эти вещи никак не развивают его речь.

Иногда родители не пытаются спровоцировать разговор с ребенком – они угадывают его желания, сразу выполняют просьбы и т.д. Таким образом, ребенок просто не испытывает потребности говорить. Кроме того, ребенку необходимы постоянные новые впечатления, в однообразных бытовых условиях развитие ребенка замедляется.

Виды нарушений речи у детей:

  • Дисфония (афония) – изменение ого аппарата посредством напряжения и спазма в связках. При этом заболевании голос становится хриплым, меняются высота и тембр.
  • Брадилалия – правильная, но сильно замедленная речь. Существует обратное этому нарушение речи – тахилалия. В этом случае речь сильно ускорена, могут пропускаться или повторяться отдельные слоги.
  • Заикание – нарушенная ритмика речи, возникает из-за судорог в речевом аппарате.
  • Дислалия – нарушение речи, связанное с затруднением произношения отдельных фонем, например, шепелявость и картавость.
  • Ринолалия – гнусавость
  • Дизартрия – происходит из-за плохой подвижности органов речи, в результате страдает артикуляция. Приводит также к нарушениям письма, чтения и речи в общем.
  • Алалия – возникает из-за недоразвитости речевых центров мозга. Заболевание может быть врожденным или приобретенным.
  • Афазия – означает утрату уже сформированных функций и вызывается поражением речевых зон лобной коры. При этом серьезном нарушении речи, у детей наблюдается полная или частичная утрата способности понимать обращенную к ним речь и говорить самому.

К наиболее серьезным нарушениям речи относят алалии, афазии и их виды.

Лечение нарушений речи у детей

Лечение нарушений речи у детей проводят в нескольких направлениях – это логопедическая, психологическая, педагогическая, неврологическая работа с возможным применением лекарств. Огромное значение в успешности лечения играет участие родителей и обстановка в семье.

Если с небольшими нарушениями речи может справиться детский логопед, то такие заболевания как различные алалии требуют комплексного подхода и участия нескольких специалистов, а само лечение может быть достаточно продолжительным.

В большинстве случаев лечения нарушений речи заметна положительная динамика. Однако, в школе у ребенка с алалией и афазией могут возникнуть проблемы с чтением и письмом. Для улучшений интегральных свойств мозга, детям нередко назначают ноотропные препараты, улучшающие память, нейронные связи, стимулируют психические процессы.

Родители должны помнить, что нарушения речи у детей в дошкольном возрасте могут повлечь последствия в дальнейшем, если не приступить к их коррекции и лечению.

Источник: https://klinika-zdorovya.ru/diseases/narusheniya-rechi-u-detey/

Речевые нарушения у детей

Виды нарушения речи у детей

Нарушения речи у детей стали серьезной проблемой в наше время.

Сегодня все чаще перед поступлением чада в школу родителям сообщают, что их семилетний ребенок до сих пор не научился выговаривать некоторые буквы родного языка, а умилительная и забавная для родни картавость – не что иное, как патология, которая будет создавать трудности во время занятий в классе.

Самое печальное – это то, что тенденция к уменьшению количества таких проблем отсутствует. Даже наоборот – с каждым годом в помощи логопеда нуждается все больше деток. В чем причина такого явления и о чем должны помнить родители? Об этом и поговорим.

Причины речевых нарушений у детей

Все причины речевых нарушений у детей разделяют на две большие категории: органические (провоцирующие расстройства в центральном или периферическом речевом аппарате) и функциональные (препятствующие нормальной работе речевого аппарата).

К группе органических факторов относятся:

1. Внутриутробные патологии, приводящие к порокам развития плода:

  • Гипоксия;
  • Вирусные заболевания, перенесенные женщиной в период вынашивания;
  • Травмы, падения и ушибы беременной;
  • Резус-конфликт матери и плода;
  • Нарушение сроков гестации – недоношенность (до 38 недель) или переношенность (после 40 недель);
  • Курение, злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами;
  • Использование лекарственных препаратов, запрещенных в период беременности;
  • Неудачное прерывание настоящей беременности;
  • Профессиональные вредности;
  • Стрессы, эмоциональные перегрузки.

2. Наследственность, генетические аномалии.

3. Вредности родового периода:

  • Родовые травмы, спровоцировавшие внутричерепные кровоизлияния;
  • Асфиксия;
  • Малый вес новорожденного (менее 1500 г) с последующим проведением интенсивных реанимационных мероприятий;
  • Низкая оценка по шкале Апгар.

4. Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни.

Среди функциональных причин нарушения речи у детей выделяют:

  1. Неблагоприятные социально-бытовые условия жизни;
  2. Соматическую ослабленность;
  3. Психологические травмы, вызванные стрессом или испугом;
  4. Подражание речи окружающих людей.

К основным видам речевых нарушений у детей относятся:

  • Алалия – состояние, при котором у малыша не наблюдается проблем со слухом, но полностью или в значительной степени отсутствует речь ввиду недоразвитости либо патологий участков головного мозга, отвечающих за соответствующую функцию. Различают сенсорную и моторную алалию. В первом случае ребенок не способен понимать чужую речь: он распознает звуки, но не воспринимает смысл произносимого. Дети, страдающие моторной алалией, не способны к изучению и использованию языка – им не дается усвоение звуков, слогов, грамматических конструкций;
  • Дизартрия – одно из относительно легких проявлений анартрии (полного отсутствия речи). Возникает вследствие расстройств иннервации речевого аппарата. У малышей с таким диагнозом отмечаются общие нарушения устной речи, а именно: нечеткое, смазанное произношение звуков; очень тихий или неестественно резкий голос; ускорение или замедление темпа речи, отсутствие плавности; нарушение дыхательного ритма при разговоре. Характерная черта дизартрии – затрудненность жевания. Страдающие таким отклонением дети отказываются от твердых продуктов, с неохотой едят мясо. В попытках хоть чем-нибудь накормить ребенка родители поддаются его капризам и переводят на мягкую пищу, вследствие чего развитие артикуляционного аппарата замедляется еще больше;
  • Дислалия – в просторечье получила название «косноязычие», считается наиболее распространенным речевым нарушением у детей. Отличительная особенность – проблемное произношение одного или нескольких согласных звуков. В медицинской литературе разновидности дислалии именуют согласно названиям звуков на греческом языке: ротацизм (проблемы с произношением «р»), ламбдацизм (искажение звука «л»), тетизм (нечеткое произношений всех согласных и их сочетаний, за исключением «т»), сигмаизм (неправильное воспроизведение свистящих и шипящих звуков);
  • Заикание – известное еще с древних времен нарушение речи, сопровождающееся сбоями темпа и ритма произношения из-за спазмов или судорог, поражающих различные отделы речевого аппарата. Малыш, страдающий заиканием, с трудом выговаривает слова, вынужденно делает длительные паузы, несколько раз повторяет слоги или звуки. Чаще всего заикание развивается в возрасте от 2 до 5 лет; в этот период рекомендуется уделить особое внимание профилактике речевых нарушений у детей. Если ребенок внезапно прекращает говорить и упорно молчит в течение нескольких дней, стоит проконсультироваться у врача, поскольку это может оказаться первым признаком патологии.

Коррекция речевых нарушений у детей

Коррекция речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, при котором применение психостимулирующих и вазоактивных медикаментозных препаратов сочетается с психотерапевтическими и педагогическими способами воздействия. По типичности и стойкости внешних проявлений расстройств речи на первой позиции находятся алалия и дизартрия; несколько менее выраженными и легче поддающимися терапии являются разные виды дислалии и заикание.

https://www.youtube.com/watch?v=9Ss9RMYE2k4

Если у ребенка наблюдаются проблемы с речью, следует:

  • Понаблюдать за его поведением. Играет ли малыш вместе с другими ребятами? Стремится ли он к коммуникации со сверстниками и взрослыми? Задержка речевого развития может быть связана с расстройствами в сфере общения (аутизм) или отклонениями психики;
  • Проверить, насколько полно он понимает обращенную к нему речь, справляется ли с простыми заданиями, не сопровождающимися жестикуляцией;
  • Выяснить, насколько хорошо у него развит слух;
  • Провести тщательное обследование, включающее консультацию логопеда, невролога и психолога;
  • При необходимости начать коррекционную терапию и логопедические занятия.

Источник: https://lady7.net/rechevye-narushenija-u-detej.html

Нарушение речи: типы, причины, симптомы у детей и взрослых

Виды нарушения речи у детей

Речевые расстройства могут быть самыми разными, причем они могут появиться не только у детей, но и у взрослых. Нарушение речи – общее понятие, характеризующее любое отклонение, связанное с устной (а иногда и письменной) коммуникацией.

Проявляться подобные дефекты могут по-разному – неспособность произносить правильно отдельные буквы, неверное фонетическое восприятие речи, бесконтрольное воспроизведение звуков и другие. Существует несколько классификаций таких нарушений.

Речевые отклонения у взрослых людей

У взрослых дефекты речи обычно отличаются от тех, которые характерны для детей. Они могут быть как хроническими, так и неожиданно появившимися. Если проблема возникла внезапно, лучше проконсультироваться со специалистом, так как это может быть симптомом какого-либо заболевания.

Симптомы речевых нарушений у взрослых

Проявляются коммуникационные дефекты по-разному — все зависит от того, какие причины их вызвали. Часто отмечаются такие проявления:

  • слюнотечение;
  • заикание;
  • охриплость голоса;
  • очень быстрая речь;
  • неоправданно замедленное проговаривание фраз;
  • скованность мышц, отвечающих за мимику;
  • трудность речевого выражения мыслей;
  • нечеткость слов;
  • слишком частое сокращение ых мышц.

Обычно развивается сразу несколько подобных симптомов.

Формы нарушения речи

Существует несколько форм речевых дефектов, которые у взрослых развиваются чаще всего. Среди них отмечают:

  1. дизартрию – замедленность и нечеткость повествования вследствие патологии мышц или нервных окончаний, отвечающих за речь;
  2. спастическую дисфонию – сдавленность или охриплость голоса из-за непроизвольных сокращений ых связок (иногда человек начинает задыхаться в процессе речи);
  3. афазия – сложности в восприятии устного текста и подборе слов для выражения мыслей (иногда также проявляется в виде неправильного произношения).

Нарушение речи в целом – любое негативное изменение функций речевого аппарата человека – например, если меняется произношение слов или речь становится тяжелой для восприятия.

Почему может нарушаться функция коммуникации

Причин изменения произношения или восприятия речи может быть много – все зависит от конкретного нарушения.

Например, если у человека отмечается афазия, она могла стать результатом инсульта, тромбообразования, появления новообразований в головном мозге или травм головы. В некоторых случаях взрослым становится сложно подбирать слова и трактовать их при болезни Альцгеймера или старческом слабоумии (деменции).

Коммуникативные функции у человека могут нарушаться при следующих патологиях и состояниях:

  • болезнь Паркинсона;
  • параличи (в том числе церебральный);
  • рассеянный склероз;
  • дистрофия мышц;
  • челюстные патологии;
  • травмы головы;
  • инсульты;
  • болезнь Лайма;
  • чрезмерное употребление спиртных напитков;
  • паралич Белла или иные состояния, при которых ослабевают лицевые мышцы;
  • опухоли головного мозга.

На качество коммуникации могут повлиять и зубные протезы – если их установить неправильно или слишком туго, речь может стать нечеткой.

https://www.youtube.com/watch?v=GJE5bEKktEw

В результате стресса или перенапряжения, проблемы с речью у человека могут появиться вследствие развития спастической дисфонии. Голос становится напряженным или же наоборот воздушным. Некоторые специалисты утверждают, что развивается это состояние из-за нарушения работы участка мозга, который отвечает за мышечную и двигательную активность ого аппарата.

Если у взрослого внезапно поменялся голос, причины могут быть следующие:

  • онкология гортани;
  • чрезмерное употребление кофе, стимуляторов ЦНС и антидепрессантов (вещества влияют на качество голоса, делая его сдавленным, глухим);
  • наросты и полипы на связках (они мешают чистому произношению);
  • слишком активная ая деятельность (связки перенапрягаются, и из-за этого меняется голос; часто такое случается у певцов).

Если нарушение возникло не из-за новообразований в гортани или ых связках, это не так опасно, так как легко поддается коррекции.

Если речь нарушилась внезапно, можно заподозрить наличие серьезных проблем со здоровьем, которые требуют неотложной помощи (например, если у человека нарушается восприятие речи и произношение, у него не исключен инсульт).

Терапия речевых нарушений

Конкретные терапевтические меры зависят от выявленного заболевания. Обычно для быстрого выздоровления специалисты назначают и домашние процедуры, и врачебную помощь.

Чем поможет врач

Специалист точно определит патологию, из-за которой начались проблемы с речью. Для этого назначают диагностические мероприятия, которые включают в себя:

  • МРТ либо КТ головного мозга;
  • рентген полости черепа;
  • неврологические тесты;
  • анализы крови и мочи;
  • анализ дикции пациента на слух и анализ восприятия речи.

В последнем случае врач обычно разговаривает с пациентом, чтобы послушать его речь и определить, насколько хорошо человек понимает то, о чем ему говорят (если сложности возникают с пониманием, можно предположить отклонения, затрагивающие не только ые связки, но и головной мозг).

Чтобы нормализовать речь, может потребоваться курс занятий с логопедом. К этому специалисту направляют практически всех больных, у которых есть какое-либо расстройство речи, независимо от причин состояния.

Хирургическое вмешательство может потребоваться, когда в области ых связок есть новообразования. Если диагностирована спастическая дисфония, спазм иногда снимают уколами ботокса непосредственно в связки.

Как можно помочь в домашних условиях

Спастическая дисфония может стать серьезной помехой для общения. В сложных ситуациях пациенту подбирают специальные электронные устройства, которые преобразовывают напечатанный текст в речевое сообщение. Это может упростить общение до момента выздоровления пациента.

При афазии, особенно если у человека наблюдается спутанность восприятия действительности, лучше общаться с ним упрощенными фразами и предложениями. Чтобы пациент ориентировался в том, что происходит вокруг него, лучше чаще об этом с ним говорить, не забывая указывать время и место.

На время лечения лучше ограничить внешние раздражители. Лучше не допускать нахождения человека с афазией без сопровождения, так как он может потеряться.

Если у человека проблемы с голосом, первое, что он должен сделать – осторожно относиться к ым связкам и не напрягать их лишний раз. Лучше также исключить употребление агрессивных химических веществ (например, препаратов от депрессии или кофе, так как они могут дополнительно стимулировать перенапряжение).

Если у человека дизартрия, лучше перейти при общении с ним на письменное общение или язык жестов. Пациенты с дизартрией не всегда правильно воспринимают устную речь других людей, поэтому говорить нужно медленно, с паузами – больному будет проще ответить на вопросы.

Нарушение речи у детей

Ребенок начинает пользоваться вербальной и невербальной речью уже с рождения. Это помогает оценить степень его развития – достаточно ли хорошо ребенок владеет навыками коммуникации для своего возраста.

Признаки задержки развития

У детей речевым дефектом может считаться отсутствие каких-либо признаков развития, которые характерны для конкретного возраста:

  • в первый месяц жизни – крик при каком-либо неудобстве;
  • к четвертому месяцу – отсутствие реакции малыша на обращение к нему;
  • к пятому – шестому месяцу – не произносит отдельные сочетания звуков и не следит за предметами, на которые указывают взрослые;
  • к седьмому месяцу – не привлекает к себе внимание произношением звуков;
  • к девятому месяцу не произносит простые слоги;
  • к десятому месяцу не произносит слоги и не отвечает на жесты (кивки, махание рукой на прощение);
  • к году — полутора лет  жизни не выполняет простых просьб и не произносит простые слова (мама, папа, дай);
  • ко второму году жизни не может осмысленно говорить.

Но не стоит воспринимать эти задержки слишком серьезно, все детки развиваются по-разному. Если вы замечаете небольшое отставание в этом нет ничего страшного, просто следите за этим.

В старшем возрасте речевые отклонения могут проявляться в нечеткости речи (проблемы с дикцией), ее полном отсутствии или невозможности правильного произношения некоторых звуков.

Диагностика патологии

Чтобы точно установить характер патологии, нужно обратиться к врачу. Такими нарушениями занимаются следующие специалисты:

  1. невропатолог (определит состояние головного мозга малыша, исключит патологии центральной нервной системы);
  2. отоларинголог (выявит нарушения слуха ребенка при их наличии);
  3. психолог (необходим детский специалист: он определит состояние психики ребенка).

Если предыдущие специалисты не выявили отклонений, развитием речевого аппарата малыша должен заняться логопед.

Причины нарушений

Чаще всего проблемы со звукопроизношением  у детей возникают вследствие следующих факторов:

  • генетические нарушения (поздняя речь у одного из родителей, неправильный прикус, аномалии зубов, нёба, заикание, неправильное функционирование мозговых центров, ответственных за устную коммуникацию);
  • болезни, которые были у ребенка в первые годы жизни (инфекционные и бактериальные инфекции, травмы горла, нёба или полости рта, травмы головы, воспаление ушей);
  • травмы, полученные при родах (удушение, малый вес ребёнка при рождении, травмы из-за узкого таза матери или медицинских инструментов);
  • внутриутробные отклонения (гипоксия, инфекционные болезни, которая мать перенесла при беременности, травмы, резус-конфликт ребенка и матери, недонашивание или перенашивание ребенка, угроза прерывания беременности, вредные привычки, прием лекарственных средств, стрессы).

Повлиять может и социально-бытовая среда, в которой находится ребенок. Если с малышом родители не общаются, речь может развиваться очень медленно.

Формы нарушений речи

У ребенка может наблюдаться сразу несколько видов отклонений устной речи. Среди них:

  1. неправильная интонация;
  2. проблемы голосообразования;
  3. нечеткость произношения звуков;
  4. неправильное формирование темпа речи.

Если у ребенка нет психических отклонений, которые нужно устранять с помощью специалистов, у него могут развиваться такие нарушения коммуникации (при условии, что малыш понимает речь):

  • тахилалия – неоправданно быстрая речь;
  • брадилалия – патологически медленное произношение;
  • дисфония – ухудшение ых качеств вследствие патологии связок;
  • алалия – расстройство речи вследствие нарушений в работе головного мозга;
  • афазия – утрата возможности произношения слов при уже сформированной речи;
  • ринолалия – нарушение произношения звуков из-за анатомических особенностей;
  • дислалия – нарушение коммуникации при нормальном слухе и отсутствии отклонений в строении головного мозга.

Терапия речевых нарушений у детей

Для постановки точного диагноза следует обратиться к врачу. Специалист также поможет подобрать план лечения, который подойдет ребенку при его патологии.
Чаще всего, если отсутствуют нарушения в работе головного мозга, достаточно выполнения логопедических упражнений и дыхательной гимнастики для улучшения работы речевого аппарата.

Если коммуникационные дефекты вызваны анатомическими или психическими отклонениями, может потребоваться оперативное вмешательство или длительное лечение медикаментозными средствами. В таких случаях логопедические упражнения для восстановления речи также используются.

Дефекты произношения могут возникнуть не только в детстве, когда аппарат речи только развивается: из-за некоторых болезней и травм коммуникационные навыки взрослых также могут ухудшиться. Важно вовремя определить характер патологии и устранить ее: тогда последующее восстановление будет проходить намного проще и быстрее.

Источник: https://VseoRechi.ru/narushenie-rechi/narushenie-rechi.html

Нарушение речи у детей: причины, классификация и лечение

Виды нарушения речи у детей

Воспитать умственно и физически здорового ребенка представляется весьма трудной задачей. Родители должны постоянно работать над своим малышом, используя всевозможные методы воспитания. В раннем периоде жизни у детей только начинается развитие речевого дыхания, постепенно развиваются артикуляционные мышцы лица, ые связки, головной мозг.

Каждая структура активно участвует в умственном и речевом становлении человека. Тяжелым ударом для родителей становится диагноз: нарушение речи у детей. Эту проблемы следует обнаружить как можно раньше, чтобы принять соответствующие меры.

Доктора рекомендуют комплексное лечение, дыхательную гимнастику, индивидуальные занятия и психологическое воздействие.

Как проходит нормальное речевое развитие ребенка

Период становления речи начинается уже с самого рождения. С развитием структур головного мозга ребенок воспринимает все больше информации. Вследствие чего кроха издает первые звуки, которые впоследствии перерождаются в слова и предложения. Этот процесс в норме завершается к трем годам жизни. Нормальное речевое развитие проходит такие периоды:

  • 0-3 месяца. Малыши издают лишь кричащие звуки. Крик является защитной реакцией на раздражители, например, голод, боль.
  • 3-6 месяцев. В это время появляется гуление. Дети издают легкие звуки: «а-а-а-а», «у-у-у-у», «е-е-е-е»…
  • 6-9 месяцев. У шестимесячного ребенка можно отчетливо различить простые слоги: «на-на», «бо-бо». Еще в этом периоде дитя уже осознает сказанную ему информацию, просьбу, приказ. Если кроха увидит машину или велосипед, то произнесет «би-би». Если корову – «му-му».
  • 9-12 месяцев. Малыш уже говорит свое первое слово, обычно – это «мама». Также можно услышать «папа», «баба».
  • 1-3 года. На детей влияет окружающая среда, пребывание в коллективе, детском саду. Ребенок постепенно говорит короткими предложениями: «дай пить», «хочу пипи», «меня бо-бо», «мама дай».

Именно в этом периоде желательно заметить речевые нарушения у детей. Благодаря ранней диагностике шансы на избавление от проблем с речью повышаются.

Причины развития речевых расстройств у детей

Ребенок с асфиксией новорожденного (фото: www.2poloski.com)

Причины нарушения речи у детей не всегда можно однозначно определить. Это связано с ранимостью маленького организма, слабым развитием иммунной системы и влиянием множества внешних факторов. В раннем возрасте малыши испытывают трудности в общении, произношении некоторых букв и слов. Среди причин речевых нарушений выделают следующие:

  • Перенесенные инфекционные заболевания матери во время беременности. Например, грипп, скарлатина, ветряная оспа, корь.
  • Травмы во время родов.
  • Отягощенная наследственность – родственники страдали речевыми нарушениями.
  • Вредные привычки матери в период беременности.
  • Прием антибиотиков, антикоагулянтов (для разжижения крови), антидепрессантов.
  • Асфиксия новорожденного – кратковременное отсутствие дыхания у малыша.
  • Роды на раннем сроке беременности. В этом периоде у плода не успели развиться слуховые анализаторы, нервная система.
  • Травмы лицевого черепа, при которых повреждены нервы, сосуды и мышцы.
  • Инфекции нервной системы – менингит, энцефалит.
  • Ушибы головного мозга вследствие травм.

Немаловажную роль в формировании нарушений развития речи у детей играют и социальные факторы. Плохие бытовые условия, финансовый кризис в семье, постоянные ссоры родителей, отсутствие воспитания, занятость отца и мамы на работе в большой степени снижают шансы ребенка на развитие нормальной речи.

Виды нарушений речи у детей и их проявления

Для родителей становится сильным ударом новость, что их ребенок страдает общим недоразвитием речи (ОНР). Не стоит паниковать, так как своевременное выявление дефекта улучшает прогноз выздоровления. Чтобы приступить к лечению недуга, сначала нужно изучить особенности речевого нарушения. Для этого ученые создали классификацию нарушений речи:

  • Дисфония – проблемы с голосом, при которых нарушена сила, высота и тембр голоса.
  • Брадилалия – замедленное воспроизведение звуков и слов.
  • Тахилалия – ускоренная речь. Ребенок говорит быстро, «глотает» слова.
  • Заикание – связано с дизартрией и спазмом мышц лица, шеи. Дети повторяют по нескольку раз начальные слоги одного слова, отдельные буквы.
  • Дислалия – нарушено произношение звуков при развитом слуховом аппарате. Малыш неправильно выговаривает буквы «р», «щ», «с», «ж». При этом наблюдают нарушение фонематического восприятия речи, то есть, ребенок неправильно воспроизводит определенные звуки.
  • Ринолалия (гнусавость) – ребенок произносит все звуки, но с искаженным тембром. Причины зачастую связаны с дефектом носовой перегородки, следствием оперативных вмешательств в носовой полости.
  • Дизартрия – связана с органическим повреждением речевого аппарата (головного мозга, ых связок, гортани, опухолью). Речь ребенка становится искаженной и не внятной.

Представленные виды речевых нарушений у детей нередко поддаются коррекции. Чем раньше родители заметят проблему, тем быстрее произойдет излечивание.

Важно! Коррекция речевых нарушений у детей проводится только под руководством логопеда. Также не последнее место занимает самоорганизация родителей и нацеленность на результат

Тяжелые расстройства речи у детей

Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) очень часто страдают дефектами лицевого черепа. Из-за этого страдает звукопроизношение.

Также одними из весомых причин недоразвитости являются врожденные аномалии, родовые травмы, ушибы мозга.Серьезной проблемой для детей после 3-х лет является фонематическое недоразвитие речи (ФНР).

Логопеды выделяют такие виды тяжелой дисфункции звукопроизношения:

  • Дисглоссии. В этом случае имеется тяжелый дефект лицевого черепа. У деток встречаются расщепление верхнего неба («волчья пасть»), верхней губы («заячья губа»), языка. Из-за этого резко изменяется характер выдаваемых звуков.
  • Афазия Брока – расстройство экспрессивной речи у старших детей и взрослых. При этом пациенты понимают, что им говорят, но сказать в ответ ничего внятного не могут.
  • Афазия Вернике – в этом случае дитя плохо воспринимает речь, предложения произносит бегло и непонятно.
  • Алалия – полное отсутствие речевой активности. Ребенок не может излагать свои мысли, не понимает сказанного.
  • Дизартрия – нередко встречается у детей с детским церебральным параличом (ДЦП), когда происходит спазм мышц разных групп. При этом страдают также мышечные волокна гортани, нервное проведение импульсов с головного мозга. Дети испытывают трудность в произношении длинных слов, предложений, искажается мимика лица.

При тяжелом нарушении речи у детей разного возраста страдают и психика, слух, другие анализирующие способности. Пациенты с аутизмом, например, очень замкнуты и редко излагают свои мысли словами.

Детки с нарушением слуха, если такая патология появилась с рождения, вовсе становятся глухонемыми.

Это связано с тем, что они не слышат свою речь, вследствие чего абсолютно не развивается слуховой и звуковой анализатор.

Особенности детей с расстройствами речи

Развитие речевых способностей начинается с рождения человека, даже до его появления на свет. В случаях, когда с ребенком родители не общаются, восприятие речи серьезно отстает от сверстников. До начала третьего года жизни, дитя уже должно составлять предложения, просьбы, уметь общаться с одногодками. При расстройствах звукопроизношения часто встречаются такие особенности:

  • Плохая память.
  • Забывчивость.
  • Проблемы с точными науками: математикой, физикой, химией.
  • Невнимательность.
  • Чувство быстрого истощения при выполнении домашнего задания.
  • Частые головные боли.
  • Головокружения на уроках.
  • Нередко встречается резкая смена настроения.
  • Вспыльчивость.
  • Приступы навязчивости, беспокойства, агрессии.
  • Высокая двигательная активность.
  • Неусидчивость на уроках.
  • Игнорирование замечаний учителя.

Характеристика детей с нарушениями речи играет важную роль в проведении лечения таких больных. Замечания, на которые указывает психолог и логопед, должны учитываться. Каждое отклонение от нормы подлежит исправлению и коррекции в соответствующих условиях – на приемах у логопеда.

Когда нужно обращаться к специалисту

Главное правило, которое обязаны помнить родители – постоянно общайтесь со своим чадом. Даже, если ребенок еще не говорит, он прекрасно воспринимает окружающий мир и все услышанные звуки. На первом году жизни еще вполне невозможно понять, страдает ли дитя от задержки речевого развития (ЗРР). К логопеду нужно обращаться, если родители заметили у ребенка следующее:

  • Поздно начал «агукать», «гулить» или издавать простые звуки.
  • Вовсе не издает звуков.
  • В раннем возрасте не реагирует на голос мамы.
  • Не проявляет изменений мимики на лице на звуковые раздражители.
  • Не произносит легких предложений после 2-х лет.
  • Заикается.
  • Не выговаривает букву «р» в 4-5-летнем возрасте.
  • Не выговаривает букву «щ» в 5-6-летнем возрасте, что является следствием фонетико-фонематического недоразвития (ФФН).
  • Присутствуют дефекты твердого неба, верхней губы.
  • Говорит короткими фразами в возрасте старше 6-ти лет.

Важно! Чем раньше родители заметят задержку речевого развития у детей, тем лучшие будут результаты лечения впоследствии

Помочь решить проблему с речью вполне способны ЛОР-врач, логопед, дефектолог, нефролог.

Методы коррекции речевых расстройств у детей

Коррекцию нарушений звукопроизношения следует проводить, как только появились первые признаки недуга. Родители обязаны обратиться к логопеду для получения исчерпывающей консультации. Врач оценит уровень общего недоразвития речи (ОНР). Например, деткам 3 уровня ОНР можно использовать дыхательную гимнастику, развивающие игры, точечный массаж. Врачи советуют пользоваться такими методами:

  • Артикуляционные занятия – деток учат по много раз выговаривать различные тяжелые буквы и слоги: «р», «щ», «ж».
  • Тренировка мышечного аппарата – воспроизведение звуков и слов при жевании жвачки, орехов.
  • Произношение скороговорок по несколько раз в день на протяжении часа.
  • Дыхательная гимнастика Стрельниковой помогает развить дыхательный объем легких. Проводится в специализированных комнатах в присутствии врача.
  • Точечный массаж шеи и околопозвоночной зоны выполняется специалистом трижды в неделю по индивидуальной схеме.

Медикаментозная терапия используется в исключительных случаях, когда врачи установили органическую патологию. Следует принимать препараты только под четким руководством лечащего врача.

Профилактика речевых расстройств в детском возрасте

Предотвращать нарушения развития речи у детей следует в самом раннем возрасте.

Для полноценного развития звуковосприятия и звукопроизношения родителям следует постоянно общаться со своим чадом, рассказывать и читать сказки, петь легкие и веселые песенки.

Также маме обязательно нужно петь колыбельные песни, слушать вместе с ребенком классическую музыку. Предупредить затруднения речи можно таким образом:

  • Ограничить общение деток с людьми, имеющими речевой дефект.
  • Ежедневно заниматься с детьми: показывать рисунки с различными предметами и просить ребенка называть показанную вещь.
  • Не прерывать малыша, когда он говорит.
  • Всегда поддерживать разговор с детьми, не наказывать за заданный вопрос.
  • Играть в сценки с разными действующими лицами, на основе детских сказок.
  • Не унижать ребенка из-за неправильно сказанного слова или предложения.
  • Не говорить нецензурных слов.
  • Играть в развивающие игры.
  • Учить ребенка буквам с года или ранее.

Такие простые способы профилактики достаточно просты в применении. Нужно помнить, что общение с ребенком – самый главный инструмент для профилактики речевых нарушений.

Источник: https://SimptomyInfo.ru/simptomy/84-narushenie-rechi-u-detej.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.