Характеристика возрастных особенностей детей 4 5 лет

Особенности развития детей среднего дошкольного возраста

Характеристика возрастных особенностей детей 4 5 лет

Малыш пережил период кризиса трех лет, и теперь он готов вступать в средний дошкольный возраст. Это дети 4-5 лет.

Средний дошкольный возраст

Этот возрастной период характеризуется увеличением жизненного пространства, целенаправленностью действий, улучшением координации движений и их разнообразностью.

В разных видах деятельности ребенок начинает действовать соответственно поставленной цели, пытается придерживаться ее. Но из-за неустойчивости психических процессов, малыш может забыть о цели и легко переключиться на другую деятельность. При этом кроха может даже не заметить, как уже поставил новую цель и радуется ее достижению.

Средний дошкольный возраст – это период интенсивного развития сюжетно-ролевой игры. Ребенок разнообразит и усложняет сюжеты игр, берет на себя все новые и новые роли, учится подчинять свое поведение правилам игры.

Игры со сверстниками становятся доминирующими над индивидуальными и играми рядом. Действия участников становятся согласованнее, а продолжительность игр – длиннее. Малыш предварительно уже способен придумать и согласовать с другими несложный сюжет, разделить роли и игровой материал.

Ориентирует кроха на взрослого, как на образец для подражательства.

В рисовании и конструировании ребенок все чаще обдумывает изображение предметов, хотя способы их реализации еще не доскональные. Со временем увеличивается круг графических образов, шире становится диапазон изображаемых предметов.

Период времени, когда малыш рисует или конструирует, увеличивается. Становятся разнообразнее сюжеты рисунков, четче задумки, более стойкими – намерения и планы.

  Не смотря на это, процесс и результат продуктивной деятельности зависит от условий ее организации и настроения ребенка.

На этапе среднего дошкольного возраста развиваются познавательные процессы – восприятие, внимание, мышление, воображение. Доминирует наглядно-образное мышление.

В возрасте 4-5 лет у ребенка повышается любознательность, особенно это касается выяснения причин разных явлений жизни.

В этом возрасте значительно активизируется словарный запас, появляются элементарные суждения по поводу окружающего. Диалог начинает превращаться в основную форму взаимодействия с людьми.

Малыш все больше интересуется сверстниками, проявляет инициативу в общении с ними, демонстрируя свои возможности. Появляются начальные формы избирательности.

Увеличивается восприятие к художественным произведениям – литературным, музыкальным, изобразительного искусства, театральной деятельности. Ребенок пытается не только подражать взрослому, но и проявляет самодеятельность, выдумку, элементарное творчество.

4-5 летний дошкольник уже может выполнять определенные задания на протяжении определенного взрослым времени. Растет его самостоятельность, стремление и способность действовать не только по указанию взрослого, но и на свое усмотрение, по личному желанию, ответственно.

Общение со взрослым начинает переходить от практического, делового к познавательному: ребенок все чаще расспрашивает о том, что видит вокруг себя, стремится получить конкретные ответы на свои вопросы, воспринимает взрослого как источник новой информации. Малыш становится более чувствительным к тональности обращения к нему взрослых, их отношению.

Зарождается чувство ревности к близким взрослым, когда те уделяют внимание другим.

Ребенок среднего дошкольного возраста имеет представление об основных частях своего тела, соотносит свое телосложение с телосложением других людей, сравнивает их между собой, обогащается элементарными обобщениями.

В данном возрасте кроха интересуется строением человека, отличием между мальчиками и девочками, женщинами и мужчинами; начинает понимать, что с возрастом человек меняется.

Малыш уже способен отличить здоровое и болезненное состояние.

На протяжении среднего дошкольного возраста растет умение ребенка слушать другого. Ваше чадо начинает понимать сам себя, делает открытие: то, что нравится ему, может не нравиться другим (еда, игрушки, сказки). Кроха ориентируется в природном, предметном и человеческом окружении, определенным образом к нему относится, знает, что от него можно ожидать.

Психологическое развитие

Ребенок среднего дошкольного возраста продолжает расти и развиваться. У малыша появляются новые интересы, совершенствуются психические процессы. Меняется социальная ситуация развития, возникают новые виды деятельности, возрастные новообразования.

Социальная ситуация развития

Ребенок выходит за границы узкого и обычного для нее семейного круга в широкий мир, стоит перед необходимостью устанавливать взаимоотношения с миром чужих взрослых и сверстников. Основным жизненным контекстом становится мир социальных отношений взрослых людей, в который малыш стремится войти и который превращается на центр, вокруг которого кружится его жизнь.

Меняется характер общения крохи со взрослым: на смену общей предметной деятельности приходит познавательная деятельность, что связано со стремлением к самостоятельности, выросшими психофизиологическими и социальными возможностями ребенка.

Общая со взрослым познавательная деятельность направлена на установление свойств предметов ближайшего окружения, на овладение методом «проб и ошибок» как способом ознакомления с природой, людьми, самим собой. Ведущим мотивом становится познавательный, ребенок становится активным потребителем новой информации.

Взрослый для крохи – самый авторитетный источник знаний, эрудиции, поставщик неизвестного и непонятного, толкователем всего, что интересует. Дошкольник ставит неисчислимое количество вопросов, стремясь удовлетворить свои выросшие познавательные потребности.

Ведущий вид деятельности

На протяжении среднего дошкольного возраста на основе сюжетно-отображающих игровых действий с предметами развивается сюжетно-ролевая игра.

Поскольку центром жизни малыша в этот период остается взрослый, вектором, который определяет его интересы – социальные отношения людей, а ведущим мотивом – познавательный, сюжетно-ролевая игра является той деятельностью, которая помогает моделировать взрослую жизнь, овладевать ее нормы и правила, раскрывать причинно-следственные связи. Сюжетно-ролевая игра становится для дошкольников 4-5 лет ведущей деятельностью, поскольку создает самые благоприятные условия для развития, становления личности, прежде всего для формирования социальной компетентности как важной ее характеристики. Спецификой сюжетно-ролевой игры как ведущей деятельности является то, что вона принадлежит к символико-моделировочному типу: в ней операционно-техническая сторона минимальна, а отображение сущности реальной жизни (содержательного наполнения) – максимально важным для ребенка. В игре он овладевает игровым действием, основными игровыми умениями и условным предметно-игровым действием, учится выполнять игровую роль. На протяжении среднего дошкольного периода игровые действия совершенствуются, объединяются сначала простым, а под конец возрастного периода более развернутым сюжетом.

Совершенствуется мотивационный компонент игровой деятельности, в ней реализуются мотивы, которые связаны с самовыражением, самоутверждением, стремлением ребенка быть признанным другими, способностью обходиться собственными усилиями в достижении игровой цели, склонностью к независимости и инициативности. Малыш стремится быть похожим на отца, мать, идентифицировать себя с мужской или женской ролью, он способен разделить игровые роли по признаку половой принадлежности.

Содержательный компонент игры заключается в том, что ребенок постепенно переходит от отображения в игре последовательности взаимосвязанных действий  к отображению человеческого взаимодействия, овладения ролевым поведением.

В конце этого возрастного периода сюжеты игр усложняются, происходит приращение, расширение сюжетной линии от отображения в игре деятельности семьи и детского сада к событиям ближайшего социального окружения. Сюжеты становятся более стойкими и логичными.

Растет количество участников игры, появляются элементы творческого взаимодействия, дети опираются не только на собственный опыт и реальную жизнь, но и на впечатления от героев книг, виртуальных действующих лиц (мультфильмов, видеофильмов).

Особенность таких игр – ролевая эмоциональная выразительность, возникновение ролевых реплик, стремление четко придерживаться «правды» (как в жизни, как было на самом деле).

В процессуальном компоненте творческих игр взрослый сосредоточивает внимание на формировании у ребенка умения называть свои игровые роли, распределять игрушки соответственно им; способствует выполнению им выбранной роли; расширяет и разнообразит ролевые действия соответственно их реальной жизненной последовательности, поддерживает подражание малышом бытовых действий (варит, готовит, утюжит и т.д.), помогает обогащать игровые сюжеты действиями людей знакомых профессий (врач, воспитатель, повар, водитель и т.д.); учит самостоятельно составлять элементарный план творческой игры, соответственно ему разворачивать сюжет, брать на себя определенные роли, качественно их выполнять; поддерживает способность ребенка разыгрывать разные роли своего пола, ставить себя на место другого, испытывать идентичные чувства; побуждает кроху прикладывать волевые усилия ради реализации игровой задумки.

В данном возрасте ребенок использует предметы для игровой деятельности, может переименовывать их, наделять их другими свойствами. Обогащается опыт ребенка переживанием радости общения со сверстниками.

В 4-5-летнем возрасте детей привлекают к разным видам игр: сюжетно-ролевых (ребенок сочетает в них роли активного субъекта предметно-практической, коммуникативной и познавательной деятельности); конструкторско-строительных (малыш учится различать и правильно использовать детали строительного материала, также появляется желание строить вместе); игр-драматизаций, инсценировок (у крохи обогащается ролевое общение, эмоционально окрашенное, с помощью настольного театра, театра-рукавички, образных игрушек); игр по правилам – подвижных, хороводных, народных, дидактических.

Возрастные новообразования сознания и личности

Средний дошкольный возраст – промежуточный, переходный между младшим и старшим дошкольным детством, что сказывается на новообразованиях сознания и личности.

К ним принадлежат: создание элементарной целостной картины окружающего мира; целенаправленное поведение; эмоциональное и интеллектуальное предвидение; овладение правилами поведения; моральные чувства; самодеятельность и самые простые формы творчества.

Советы родителям для гармоничного развития 4-5-летнего ребенка:

  1. Необходимо поддерживать стремление ребенка к самостоятельности.
  2. Уделяйте внимания ребенку в игре, придумайте сюжет вместе.
  3. Развивайте творческие способности малыша.
  4. Поощряйте желание малыша к получению новой информации.

  5. Показывайте ребенку положительный пример поведения.

Таким образом, в этот возрастной период накапливаются силы, ребенок обогащается жизненными впечатлениями, дифференцируется и детализируется его личный опыт, начинается постепенный переход на новый виток личностного роста.

Источник: https://odoshkolnike.ru/osobennosti-doshkolnogo-vozrasta/srednij-doshkolnyj-vozrast-osobennosti-razvitiya

Возрастные особенности детей 5 лет

Характеристика возрастных особенностей детей 4 5 лет

Возрастные особенности детей 4-5 лет – это очень важный для родителей показатель, который поможет выбрать правильную стратегию воспитания и обучения ребёнка в данном возрасте. С его помощью мамы и папы могут найти ключик к пониманию малыша, вместе с крохой пройти путь уникальных открытий.

Самые характерные особенности возраста 4-5 лет – это развитие творческих и рациональных (логических) способностей. У ребёнка ярко проявляется фантазия. Он начинает осознавать свою связь с окружающим миром. В этом возрасте каждая сфера жизни малыша имеет значение, поэтому родителям следует позаботиться о комплексном развитии крохи.

Как взрослеет ребёнок 5 лет?

Начиная с 4 лет, и до 6 лет дети получают знания из внешнего мира в процессе игры, через физический и эмоциональный опыт. Однако в 5 лет малыш уже понимает, что изучает и умеет применить свои знания.

Какие возрастные особенности детей 4, 5, 6 лет важны в обучении и комплексном развитии дошкольника?

  1. Развитие нервной системы, формирование психотипа.
  2. Активное развитие ума, интеллекта. В этом возрасте головной мозг малыша активно развивается. В нём образуется множество нейронных синапсов, что сопутствует развитию мышления и умственных способностей. В то же время ребёнок изучает окружающий мир.
  3. Физическое развитие. Оно неразрывно связано с развитием интеллекта. Например, тренировка моторики рук имеет прямое отношение к развитию речи, сенсорной памяти, гибкости мышления.
  4. Социальное развитие детей. Малыш учится быть частью социума, принимает его правила, нормы поведения, культуру.

Психологические возрастные особенности развития детей 5 лет

На 5 году жизни в психологии малыша возникают такие перемены:

  • он хочет стать самостоятельным;
  • умеет пользоваться фантазией, чтобы выдумывать новые игры со сложным сюжетом, свой мир «понарошку»;
  • в жизни малыша возникают первые страхи;
  • он учится вести связный диалог, понимать эмоции людей, сочувствовать, выходить из сложных ситуаций в общении;
  • мир малыша становится шире, чем семья и самые близкие люди;
  • ребёнок понимает, что люди делятся по половому признаку и понимает, к какому полу относится сам;
  • близко к сердцу принимает критику от взрослых;
  • с большим желанием и энтузиазмом учится чему-то новому, с жадностью требует новых знаний.

Особенности психологического развития детей 5 лет – пункт, обязательный для изучения родителями.

Понимая тонкости детской психики, взрослые могут вовремя направить и исправить поведение крохи, помочь в преодолении страхов, научить с пользой расходовать потенциал, энергию.

Если этого не делать сейчас, в 5 лет, то в скором времени неконтролируемые эмоции могут стать комплексами и отрицательными чертами характера, плохое поведение – нехорошей привычкой.

Умственные возрастные особенности детей 5-6 лет

Какие особенности характерны для развития дошкольников 4, 5 и 6 лет?

  1. Развитие сенсорной и других видов памяти.
  2. Смена типа мышления. От наглядно-действенного ребёнок переходит к образному мышлению (с этим и связано активное развитие воображения).
  3. Развитие аналитических задатков и логики. Малыш начинает сравнивать вещи, находить между ними сходства и отличия, классифицировать их по определённым признакам.
  4. Появляется усидчивость, умение концентрироваться.
  5. Развивается речь, ширится список слов, которые ребёнок использует в разговоре.
  6. Растёт общая коммуникативная грамотность. Малыш владеет знаниями о себе и членах семьи, о природе, животном мире, знает простые принципы быта.
  7. Способен запомнить сказку, пересказать её, рассказать наизусть стих.

В умственном воспитании главное правило – это внимание родителей к интересам малыша. Чтобы он правильно развивался нужно быть готовыми всегда содержательно отвечать на детские «что?», «как?», и «почему?», беседовать с ним, посвящать в домашние дела, обсуждать самые разные темы.

Как выглядит физическое развитие ребёнка 5 лет?

В чём выражаются возрастные физические особенности детей 5 лет? В развитии таких элементов, как:

  • ловкость;
  • гибкость;
  • умение ориентироваться в пространстве;
  • мелкая моторика;
  • координация движений;
  • сенсорика;
  • нервная система.

Движение – важнейшая составляющая нормального развития малыша в 5 лет. На данном этапе родители могут уже предложить ребёнку осознанные формы двигательной активности – занятия спортом или танцами.

Чем отличается взросление малыша 4, 5, 6 лет?

Характеристика возрастных особенностей детей 4, 5 и 6 лет заключается в следующем:

  1. Умственные, физические, психические функции развиваются параллельно, в тесной связи между собой.
  2. Организм активно растёт, формируется скелет и структура мозга (нервная система).
  3. Малыш приобретает новые способности, учится их применять.
  4. Ширятся знания ребёнка об окружающем мире, формируется его мировоззрение.
  5. Развивается бытовая самостоятельность – способность кушать, одеваться, застёгивать молнию и пуговицы без помощи взрослых.

Учитывая специфику психофизических возрастных особенностей детей 4, 5, 6 лет, родители должны приложить все усилия для комплексного воспитания и развития ребёнка.

Рекомендации родителям по воспитанию детей 5 лет

Определим основные цели воспитания дошкольников:

  • сберечь естественную тягу малыша к знаниям, развить его познавательный интерес;
  • раскрыть и постоянно тренировать способности, которые помогут крохе в обучении;
  • развивать в детях творческий потенциал;
  • воспитывать уверенность, самостоятельность, другие качества, необходимые для успеха и самореализации;
  • приучать к здоровому образу жизни.

Как нужно вести себя с малышами, учитывая все известные нам возрастные особенности детей 5 лет?

  1. Быть последовательными. Создавать традиции, простые и понятные правила в семье, обязательные для выполнения всеми домочадцами.
  2. Быть терпимыми к капризам малыша. Помните, что он только учится управлять своими чувствами, желаниями.
  3. Делиться собственными эмоциями, говорить о своих чувствах ребёнку. Так он быстрее научится понимать людей и самого себя.
  4. Разбирать с малышом его неприятности, связанные с общением. Учить ребёнка искать мотивы в поведении людей и способы решения проблемы.
  5. Избегать критики, наказаний за ошибки, чтобы не допустить развития чувства вины, комплексов, страхов, неуверенности.
  6. Играть с детьми, подпитывать их фантазию новыми идеями.
  7. Вместе заниматься творчеством. Пробовать новые виды занятий.
  8. Учить любви к книгам. Сделать чтение интересным занятием помогут книги с яркими картинками, совместное обсуждение прочитанного, фантазии на тему другой развязки истории.
  9. Дать ребёнку возможность много и часто играть с другими детьми.
  10. Развивать детей физически, тренировать ловкость, сделать физическую активность природной потребностью.
  11. Развивать духовные качества – честность, доброта, смелость, ответственность.

И самая главная рекомендация папам и мамам: станьте для малыша примером того, как нужно жить, учиться, вести себя, относиться к людям.

Читать ещё:

Артикуляционная гимнастика для детей

Адаптация первоклассников к школе

Что делать если не понимаешь математику?

про Ментальную арифметику в Соробан

Многозадачность — не миф, если ты ходишь в Соробан

Удовольствие от результата — главный мотиватор в обучении 

Считаем всем классом! Весело, легко, дружно!

Источник: https://soroban.ru/blog/vozrastnye-osobennosti-detej-5-let/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.